ЗО́ЩЕНКО МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗО́ЩЕНКО Михаил Михайлович [28.7(9.8).1894, С.-Петербург – 22.7.1958, Сестрорецк, ныне в составе Курортного р-на в черте г. С.-Петербург], рус. прозаик, драматург. Родился в небогатой дворянской семье. В 1913–1914 учился на юридическом ф-те С.-Петербургского ун-та. Воевал на фронте; в апреле 1919 демобилизован по состоянию здоровья. В июне 1919 поступил в лит. cтудию изд-ва «Всемирная литература». С 1921 участвовал в лит. группе «Серапионовы братья». Дебютировал сб. «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова» (1922), за которым последовали сб-ки рассказов «Разнотык» (1923), «Аристократка», «Весёлая жизнь» (оба 1924), «Обезьяний язык» (1925), сатирически изображающие гор. жизнь, её типичные ситуации (места действия – коммунальная квартира, трамвай, баня и др.). Характерной приметой стиля З. становится сказ: повествование ведётся от лица малограмотного рассказчика «из низов», говорящего языком улицы, смешивающего газетную и бытовую лексику, фразы из парт. постановлений и лозунгов.
В сер. 1920-х гг. в прозе З. появляется новый тип рассказчика – начинающий писатель, плохо владеющий языком (рассказы «Мелкота», «Что-нибудь особенное», оба 1927; «Хороший знакомый», 1929, и др.), что приводит к отождествлению «наивным» читателем повествователя и реального автора. В цикле «Сентиментальные повести», написанном от лица вымышленного писателя И. В. Коленкорова («О чём пел соловей», «Страшная ночь», обе 1925; «Весёлое приключение», 1926, и др.), З. пародирует стиль дореволюц. беллетристики (М. П. Арцыбашева, Ю. Л. Слёзкина и др.), с иронией описывает переживания «интеллигентного героя» («Аполлон и Тамара», 1923; «Люди», 1924, и др.). В 1930-е гг. З. создаёт произведения, приближающиеся по тону к науч. сочинению. В повести «Возвращённая молодость» (1933) рассказ о профессоре, влюблённом в молодую соседку, сопровождается науч. комментариями по проблеме раннего старения и хандры, отразившими интерес З. к работам И. П. Павлова, приводятся примеры из биографий знаменитых людей (Н. В. Гоголя, В. В. Маяковского и др.). «Голубая книга» (1935) – цикл историч. новелл, написанных от лица «некультурного» зощенковского рассказчика, который, однако, пытается выдерживать науч. стиль повествования. В сер. 1930-х гг. язык З. становится более нейтральным; он ориентируется на простоту и ясность пушкинской прозы [«Талисман» («Шестая повесть И. П. Белкина»), 1937]. Среди произведений этого периода – историч. повести «Чёрный принц» (1936), «Возмездие», «Керенский» (обе 1937). Особого рода автобиографизмом отмечена повесть «Перед восходом солнца» (1-я часть, 1943), в которой З. пытается выяснить природу собств. меланхолии: в коротких новеллах он описывает и анализирует свою жизнь, опираясь на павловское учение об условных рефлексах и полемизируя с З. Фрейдом. Повесть подверглась жестокой критике, её 2-я часть была опубл. только в 1972 (под назв. «Повесть о разуме»). В период опалы З. обратился к драматургии, на сценах ленинградских театров ставились его пьесы «Парусиновый портфель» (1945), «Очень приятно» (1946). В авг. 1946 было опубликовано постановление ЦК ВКП (б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"», в котором З. подвергся резким нападкам (поводом стала публикация в ж. «Звезда» рассказа З. «Приключения обезьяны», 1945). С этого времени З. в основном занимался переводами, драматургией. В 1956 вышла последняя прижизненная книга З. – «Избранные рассказы и повести. 1923–1956».