Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗО́ЩЕНКО МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 570-571

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Котова

ЗО́ЩЕНКО Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич [28.7(9.8).1894, С.-Пе­тер­бург – 22.7.1958, Се­ст­ро­рецк, ны­не в со­ста­ве Ку­рорт­но­го р-на в чер­те г. С.-Пе­тер­бург], рус. про­за­ик, дра­ма­тург. Ро­дил­ся в не­бо­га­той дво­рян­ской се­мье. В 1913–1914 учил­ся на юри­дическом ф-те С.-Пе­тер­бург­ско­го ун-та. Вое­вал на фрон­те; в ап­ре­ле 1919 де­мо­би­ли­зо­ван по со­стоя­нию здо­ро­вья. В ию­не 1919 по­сту­пил в лит. cтудию изд-ва «Все­мир­ная ли­те­ра­ту­ра». С 1921 уча­ст­во­вал в лит. груп­пе «Се­ра­пио­но­вы бра­тья». Де­бю­ти­ро­вал сб. «Рас­ска­зы На­за­ра Иль­ича гос­по­ди­на Си­неб­рю­хо­ва» (1922), за ко­то­рым по­сле­до­ва­ли сб-ки рас­ска­зов «Раз­но­тык» (1923), «Ари­сто­крат­ка», «Ве­сё­лая жизнь» (оба 1924), «Обезь­я­ний язык» (1925), са­ти­ри­че­ски изо­бра­жаю­щие гор. жизнь, её ти­пич­ные си­туа­ции (мес­та дей­ст­вия – ком­му­наль­ная квар­ти­ра, трам­вай, ба­ня и др.). Ха­рак­тер­ной при­ме­той сти­ля З. ста­но­вит­ся сказ: по­ве­ст­во­ва­ние ве­дёт­ся от ли­ца ма­ло­гра­мот­но­го рас­сказ­чи­ка «из ни­зов», го­во­ря­ще­го язы­ком ули­цы, сме­ши­ваю­ще­го га­зет­ную и бы­то­вую лек­си­ку, фра­зы из парт. по­ста­нов­ле­ний и ло­зун­гов.

В сер. 1920-х гг. в про­зе З. по­яв­ля­ет­ся но­вый тип рас­сказ­чи­ка – на­чи­наю­щий пи­са­тель, пло­хо вла­дею­щий язы­ком (рас­ска­зы «Мел­ко­та», «Что-ни­будь осо­бен­ное», оба 1927; «Хо­ро­ший зна­ко­мый», 1929, и др.), что при­во­дит к ото­жде­ст­в­ле­нию «на­ив­ным» чи­та­те­лем по­ве­ст­во­ва­те­ля и ре­аль­но­го ав­то­ра. В цик­ле «Сен­ти­мен­таль­ные по­вес­ти», на­пи­сан­ном от ли­ца вы­мыш­лен­но­го пи­са­те­ля И. В. Ко­лен­ко­ро­ва («О чём пел со­ло­вей», «Страш­ная ночь», обе 1925; «Ве­сё­лое при­клю­че­ние», 1926, и др.), З. па­ро­ди­ру­ет стиль до­ре­во­люц. бел­лет­ри­сти­ки (М. П. Ар­цы­ба­ше­ва, Ю. Л. Слёз­ки­на и др.), с иро­ни­ей опи­сы­ва­ет пе­ре­жи­ва­ния «ин­тел­ли­гент­но­го ге­роя» («Апол­лон и Та­ма­ра», 1923; «Лю­ди», 1924, и др.). В 1930-е гг. З. соз­да­ёт про­из­ве­де­ния, при­бли­жаю­щие­ся по то­ну к на­уч. со­чи­не­нию. В по­вес­ти «Воз­вра­щён­ная мо­ло­дость» (1933) рас­сказ о про­фес­со­ре, влюб­лён­ном в мо­ло­дую со­сед­ку, со­про­во­ж­да­ет­ся на­уч. ком­мен­та­рия­ми по про­бле­ме ран­не­го ста­ре­ния и хан­д­ры, от­ра­зив­ши­ми ин­те­рес З. к ра­бо­там И. П. Пав­ло­ва, при­во­дят­ся при­ме­ры из био­гра­фий зна­ме­ни­тых лю­дей (Н. В. Го­го­ля, В. В. Мая­ков­ско­го и др.). «Го­лу­бая кни­га» (1935) – цикл ис­то­рич. но­велл, на­пи­сан­ных от ли­ца «не­куль­тур­но­го» зо­щен­ков­ско­го рас­сказ­чи­ка, ко­то­рый, од­на­ко, пы­та­ет­ся вы­дер­жи­вать на­уч. стиль по­ве­ст­во­ва­ния. В сер. 1930-х гг. язык З. ста­но­вит­ся бо­лее ней­траль­ным; он ори­ен­ти­ру­ет­ся на про­сто­ту и яс­ность пуш­кин­ской про­зы [«Та­лис­ман» («Шес­тая по­весть И. П. Бел­ки­на»), 1937]. Сре­ди про­из­ве­де­ний это­го пе­рио­да – ис­то­рич. по­вес­ти «Чёр­ный принц» (1936), «Воз­мез­дие», «Ке­рен­ский» (обе 1937). Осо­бо­го ро­да ав­то­био­гра­физ­мом от­ме­че­на по­весть «Пе­ред вос­хо­дом солн­ца» (1-я часть, 1943), в ко­то­рой З. пы­та­ет­ся вы­яс­нить при­ро­ду собств. ме­лан­хо­лии: в ко­рот­ких но­вел­лах он опи­сы­ва­ет и ана­ли­зи­ру­ет свою жизнь, опи­ра­ясь на пав­лов­ское уче­ние об ус­лов­ных реф­лек­сах и по­ле­ми­зи­руя с З. Фрей­дом. По­весть под­вер­глась жес­то­кой кри­ти­ке, её 2-я часть бы­ла опубл. толь­ко в 1972 (под назв. «По­весть о ра­зу­ме»). В пе­риод опа­лы З. об­ра­тил­ся к дра­ма­тур­гии, на сце­нах ле­нинградских те­ат­ров ста­ви­лись его пье­сы «Па­ру­си­но­вый порт­фель» (1945), «Очень при­ят­но» (1946). В авг. 1946 бы­ло опуб­ли­ко­ва­но по­ста­нов­ле­ние ЦК ВКП (б) «О жур­на­лах "Звез­да" и "Ле­нин­град"», в ко­то­ром З. под­верг­ся рез­ким на­пад­кам (по­во­дом ста­ла пуб­ли­ка­ция в ж. «Звез­да» рас­ска­за З. «При­клю­че­ния обезь­я­ны», 1945). С это­го вре­ме­ни З. в основном за­ни­мал­ся пе­ре­во­да­ми, дра­ма­тур­ги­ей. В 1956 вы­шла по­след­няя при­жиз­нен­ная кни­га З. – «Из­бран­ные рас­ска­зы и по­вес­ти. 1923–1956».

Соч.: Собр. соч.: В 6 т. Л.; М., 1929–1931; Собр. соч. М., 2002–2006. [Т. 1–4].

Лит.: Стар­ков А. Н. М. Зо­щен­ко: Судь­ба ху­дож­ни­ка. М., 1990; Scatton L. H. M. Zosh­chen­ko: Evolution of a writer. Camb., 1993; Ли­цо и мас­ка М. Зо­щен­ко. М., 1994; М. Зо­щен­ко. Ма­те­риа­лы к твор­че­ской био­гра­фии. СПб., 1997–2002. Кн. 1–3; Carleton G. The politics of reception. Cultural constructions of M. Zo­shchenko. Evanston, 1998; Жол­ков­ский А. К. М. Зо­щен­ко: по­эти­ка не­до­ве­рия. М., 1999; Чу­да­ко­ва М. О. По­эти­ка М. Зо­щен­ко // Чу­да­ко­ва М. О. Избр. ра­бо­ты. М., 2001. Т. 1.

Вернуться к началу