КА́МЕРНЫЙ ТЕА́ТР
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́МЕРНЫЙ ТЕА́ТР государственный, с 1920 академический. Открылся в 1914 в Москве спектаклем «Сакунтала» Калидасы. Основатель и руководитель А. Я. Таиров задался целью высвободить сценич. иск-во из-под гнёта литературности, присущей, по его мнению, «натурализму» МХТ, и от «власти живописцев», которая, как он считал, подчинила себе «условный театр» В. Э. Мейерхольда. Тем не менее на практике К. т. ориентировался на высокие образцы классич. и совр. зап. драматургии (первым из сов. театров обратился к произведениям П. Клоделя, Ю. О’Нила, Б. Брехта), а его спектакли отличала высочайшая культура оформления (с театром сотрудничали художники А. А. Веснин, Н. С. Гончарова, П. В. Кузнецов, В. Ф. Рындин, А. А. Экстер, Г. Б. Якулов и др.). Установка на чистую театральность повлекла за собой отказ от «промежуточных» жанров разговорной драматургии (пьеса, драма) и ориентацию на «крайние» жанры – трагедию («мистерию» по терминологии Таирова) и комедию («арлекинаду»). Театр стремился к синтезу драматич. и муз. иск-ва, постановке спектаклей, насыщенных песнями и танцами, в т. ч. и оперетт [«Принцесса Брамбилла» по сказке Э. Т. А. Гофмана, 1920; «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока, 1922; «Опера нищих» («Трёхгрошовая опера») Б. Брехта и К. Вайля, 1930]. Особое внимание уделялось пластич. выразительности актёра, эмоциональному жесту, пантомиме, поэтому именно пантомима А. Шницлера «Покрывало Пьеретты» (1916) стала одним из программных спектаклей К. т. В постановках трагедий «Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917) столь же энергичные усилия были направлены на достижение интонационной красоты и музыкальности актёрской речи. Одной из характерных особенностей К. т. на всём протяжении его истории было гармоничное сочетание мощной актёрской индивидуальности А. Г. Коонен с режиссёрским творчеством Таирова. Среди партнёров Коонен выделялись Н. М. Церетелли, И. И. Аркадин, Б. А. Фердинандов, позднее – И. Н. Александров, Н. Н. Чаплыгин.
Широкое признание К. т. принесла постановка «Адриенны Лекуврёр» Э. Скриба и Э. Легуве (1919) – франц. мелодрамы, которая была переведена в регистр трагедии и продержалась в репертуаре 30 лет. Ещё более значительной стала постановка «Федры» Ж. Расина (1922), вызвавшая восторженные отзывы не только московской, но и парижской критики (во время первых зарубежных гастролей К. т. в 1923). В спектаклях по пьесам Ю. О’Нила «Косматая обезьяна» (1926), «Любовь под вязами» (1926), «Негр» (1929), оформленных В. А. и Г. А. Стенбергами, окончательно определился творч. метод, который А. Я. Таиров называл «структурным реализмом». Примером переосмысления трагедийного жанра, создания монументальной формы, к которой всегда стремились в К. т., стала «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского (1933). В 1936 К. т. подвергся резкой критике и обвинениям в «политической враждебности» за постановку оперы-фарса А. П. Бородина «Богатыри» (1936, либретто Д. Бедного). В 1938 труппу К. т. слили с труппой Реалистич. театра под рук. Н. П. Охлопкова. Насильственное объединение двух эстетически несовместимых коллективов повлекло за собой творч. спад. Кризис был преодолён после того, как Охлопков вместе с группой актёров в 1939 ушёл из К. т.: в 1940 Таиров создал один из лучших спектаклей К. т. – «Мадам Бовари» по Г. Флоберу, в котором А. Г. Коонен в роли Эммы подняла на трагедийную высоту тему любви, уничтожаемой социальным регламентом.
В годы Вел. Отеч. войны К. т. работал в эвакуации в Барнауле, где показал «Фронт» А. Е. Корнейчука (1942) и «Пока не остановится сердце» К. Г. Паустовского (1943). В 1943 возвратился в Москву. Постановка обозрения В. В. Вишневского, А. А. Крона и В. Б. Азарова «Раскинулось море широко» (1943) явилась успешной попыткой использовать опыт прежних муз.-драматич. спектаклей. В 1944 в оригинальной интерпретации А. Я. Таирова в форме спектакля-концерта под муз. П. И. Чайковского была представлена «Чайка» А. П. Чехова. В условиях ожесточённой «борьбы с космополитизмом» в К. т. ставились схематичные пьесы сов. драматургов, но успеха они не имели. В 1949 Таиров был отстранён от руководства, в 1950 театр был закрыт. Часть труппы вошла в состав Драматич. театра им. А. С. Пушкина, открывшегося в помещении Камерного театра.