МОРА́НДИ ДЖОРДЖО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОРА́НДИ (Morandi) Джорджо (20.7.1890, Болонья – 18.6.1964, там же), итал. живописец и график. Учился в болонской АХ (1907–13). Будучи приверженцем нац. классич. традиции, изучал произведения Джотто, Мазаччо, П. Уччелло, Пьеро делла Франчески. Одновременно проявлял интерес к творчеству франц. импрессионистов, новейшим авангардным течениям (в 1914 участвовал в выставке футуристов). В немногих сохранившихся ранних работах ощутимо влияние П. Сезанна («Снежный пейзаж в Болонье», 1913, частное собрание, Рим). Натюрморты, написанные ок. 1916, организуются чёткими вертикально-горизонтальными ритмами, тонкой нюансировкой хроматич. гаммы («Натюрморт», 1916, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк).
В 1918 М. познакомился с направлением метафизической живописи, в следующем году встретился в Риме с Дж. Де Кирико и К. Карра. Разработал собств. версию этого направления в жанре натюрморта: предметы, гладко отшлифованные, утрачивают свою индивидуальность, превращаясь в некие геометрич. праформы, условные маски реальных вещей (головы манекенов, белые бутылки и т. п.); они помещены в модель перспективной коробки, которая благодаря пересечению линейных профилей превращается в пространственный лабиринт («Натюрморт», Эрмитаж, С.-Петербург; «Большой метафизический натюрморт», Пинакотека Брера, Милан, оба 1918, и др.). В 1920, отказавшись от приёмов метафизич. живописи, М. вернулся к привычным для него формам натюрморта и пейзажа; несомненное влияние на него оказало иск-во Ж. Б. С. Шардена и К. Коро. М. участвовал в первых выставках «Итал. новеченто» в 1926 и 1929 (см. Новеченто), однако не входил в к.-л. объединения. Сознательно ограничив круг тем и мотивов, он исследовал пластич. качества однотипных объектов. Пейзажи М. отличаются исключит. тонкостью тональных модуляций – серебристые оттенки юж. зелени, позолоченные солнцем стены домов, дороги и лужайки образуют изысканную красочную гармонию. Обострённым ощущением неповторимости мгновения, символич. смыслом наделены лаконичные пейзажи, написанные в период 2-й мировой войны («Снежный пейзаж», 1941; «Пейзаж с домами», 1943; оба – частные собрания).
Созерцательность иск-ва М. с наибольшей полнотой проявилась в натюрмортах: строгие, замкнутые в себе, они выявляют законы имманентного, самодостаточного существования предметов. Обыденные вещи (бутылки, графины, фляги, вазы, коробки), объединённые в тесные группы или выстроенные параллельными рядами вдоль кромки стола, обнаруживают неожиданное богатство зрительных качеств и аспектов. Ровный пустой фон нейтрализует глубину, что заставляет зрителя концентрировать внимание на переднем плане. В 1920–30-е гг. М. особое значение придавал свету и тени: сосуды, погружённые в рассеянный сумрак, обретают внушительность мраморных изваяний («Большой натюрморт», 1935, собрание Дж. Маттиоли, Милан, и др.). В натюрмортах 1950–1960-х гг. плотно, почти без пауз расставленные вещи демонстрируют гармонию цветовых аккордов («Натюрморт», 1946, галерея Тейт, Лондон; «Натюрморт с чашками», 1953, частное собрание, и др.). Огромную часть наследия М. составляют офорты. В них паутина тончайших линий воссоздаёт зыбкую ткань световых лучей, являя подлинную зрительную природу объектов.
В 1930–56 художник возглавлял кафедру гравюры в болонской АХ; в 1948 избран д. чл. академии Св. Луки в Риме.