Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГИДРА́ВЛОС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 69-70

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Насонова
Гидравлос. Реконструкция. Швейцарский музей органа (Рош).

ГИДРА́ВЛОС, гид­рав­лис (греч. ὕδραυλος, от ὕδωρ – во­да и αὐλός – флей­та, труб­ка; или ὕδραυλις, букв. – водяная камера, от ὕδωρ и αὐλή – камера), муз. ин­ст­ру­мент ти­па ор­га­на. Прин­ци­пы ра­бо­ты воз­ду­хо­рас­пре­де­ли­тель­но­го уст­рой­ст­ва и кла­виш­ной ме­ха­ни­ки ана­ло­гич­ны ран­ним фор­мам пнев­ма­тич. ор­га­на, во­да обес­пе­чи­ва­ла по­сто­ян­ст­во дав­ле­ния воз­ду­ха, по­сту­паю­ще­го к тру­бам. Са­мое ра­ннее упо­ми­на­ние Г. – у Фи­ло­на из Ви­зан­тия (ок. 200 до н. э.). Афи­ней в тру­де «Пир муд­ре­цов» на­зы­ва­ет его из­об­ре­та­те­лем Кте­си­бия Алек­санд­рий­ско­го (ок. 2–1 вв. до н. э.). Тех­нич. де­та­ли опи­са­ны у Вит­ру­вия («Де­сять книг об ар­хи­тек­ту­ре», кн. 10, гл. 8) и Геро­на­ Алек­санд­рий­ско­го. Со­хра­нив­шие­ся об­раз­цы: Г. из Ак­вин­ку­ма (ны­не на тер­рито­рии Венг­рии; 228), два Г. из Пом­пей. Ок. 40 изо­бра­же­ний ин­ст­ру­мен­та и письм. па­мят­ни­ки ука­зы­ва­ют на по­все­ме­ст­ное рас­про­стра­не­ние Г. в Ри­ме и про­вин­ци­ях позд­ней им­пе­рии и его ис­поль­зо­ва­ние в свет­ской об­ста­нов­ке (те­ат­ры, цир­ки, гос. це­ре­мо­нии и др.). Обыч­но Г. зву­чал под от­кры­тым не­бом, од­на­ко су­ще­ст­во­ва­ли и не­боль­шие Г., на ко­то­рых иг­ра­ли жен­щи­ны в бо­га­тых до­мах. Ци­це­рон кри­ти­ко­вал при­стра­стие к слу­ша­нию Г. как про­яв­ле­ние эпи­ку­рей­ст­ва («Тус­ку­лан­ские бе­се­ды», кн. 3, гл. 18). Рас­по­ло­же­ние кла­виш не­по­сред­ст­вен­но пе­ред тру­ба­ми, имев­ши­ми боль­шой диа­метр, обу­слов­ли­ва­ло боль­шое рас­стоя­ние ме­ж­ду ни­ми и, как след­ст­вие, от­сут­ст­вие сколь­ко-ни­будь раз­ви­той кла­виш­ной тех­ни­ки. Г. вы­шел из упот­реб­ле­ния с за­ка­том Зап. Рим­ской им­пе­рии, ус­ту­пив ме­сто пнев­ма­тич. ор­га­ну.

Идея «во­дя­но­го ор­га­на» воз­ро­ди­лась в Ев­ро­пе в 17 в. в свя­зи с ув­ле­че­ни­ем ме­ха­нич. муз. ин­ст­ру­мен­та­ми.

Лит.: Walcker-Mayer W. Die römische Orgel von Aquincum. Stuttg., 1970; Kaba M. Die römische Orgel von Aquincum. 2. Aufl. Bdpst, 1980.

Вернуться к началу