Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРАНК CЕЗАР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФРАНК (Franck) Cезар (Сезар Огюст) (10.12.1822, Льеж – 8.11.1890, Па­риж), французский ком­по­зи­тор, ор­га­нист, пе­да­гог. По про­ис­хо­ж­де­нию бель­ги­ец. Учил­ся в Льеж­ской консерватории, брал уро­ки ком­по­зиции в Па­ри­же у А. Рей­хи (с 1835), позд­нее за­ни­мал­ся в Па­риж­ской консерватории у П. Ж. Цим­мер­ма­на (фп.), Ф. Бе­нуа (ор­ган), Э. Ле­бор­на (ком­по­зи­ция). С 13 лет ус­пеш­но вы­сту­пал как пиа­нист в го­ро­дах Бель­гии и в Па­ри­же. В 1842 по­зна­ко­мил­ся с Ф. Лис­том, ко­то­рый ока­зал ему под­держ­ку, спо­соб­ст­во­вал изда­нию его про­из­ве­де­ний. С 1843 по­сто­ян­но жил в Па­ри­же. С 1851 ор­га­нист церкви Сен-Жан-Сен-Фран­суа, с 1858 до кон­ца жиз­ни – церкви Сент-Кло­тильд. С 1872 профессор Па­риж­ской консерватории по клас­су ор­га­на, ко­то­рый под его ру­ко­во­дством пре­вра­тил­ся в шко­лу ком­по­зи­ции (сре­ди уче­ни­ков Ф. – В. д’Эн­ди, Ш. Борд, П. О. Бре­виль); в 1880-е гг. класс ор­га­на по­се­щал К. Де­бюс­си. С 1886 Ф. воз­глав­лял На­цио­наль­ное му­зы­каль­ное об­ще­ст­во Фран­ции. Сла­вил­ся как ор­га­нист. В 1880-е гг. со­стоя­лись кон­цер­ты из про­из­ве­де­ний Ф. в Брюс­се­ле, Ан­твер­пе­не и других го­ро­дах (до это­го вре­ме­ни его со­чи­не­ния ис­пол­ня­лись не­час­то).

Ф. – ком­по­зи­тор ро­ман­тического на­прав­ле­ния; на сти­ли­сти­ку его со­чи­не­ний по­влия­ла му­зы­ка И. С. Ба­ха и Л. ван Бет­хо­ве­на, позд­них ро­ман­ти­ков (Р. Ваг­нер, Ф. Лист) и национальные тра­ди­ции французской и бельгийской му­зы­ки. На­ря­ду с И. Брам­сом, М. Ре­ге­ром и С. И. Та­нее­вым, от­час­ти под­го­то­вил не­оклас­си­цизм в му­зы­ке 20 в.: опи­рал­ся на музыкальные фор­мы ба­рок­ко и вен­ской клас­си­че­ской шко­лы, обиль­но ис­поль­зо­вал по­ли­фо­нию. Гар­мо­ни­че­ский язык Ф. пред­вос­хи­тил не­ко­то­рые приё­мы музыкального им­прес­сио­низ­ма. Главное ме­сто в на­сле­дии Ф. за­ни­ма­ют ин­ст­ру­мен­таль­ные со­чи­не­ния, наи­бо­лее из­вест­ны Сим­фо­ния d-moll (1888), Симфонические вариации для фортепиано с оркестром (1885), Со­на­та для скрип­ки и фортепиано (1886; по­ны­не вхо­дит в ка­мер­ный ре­пер­ту­ар скри­па­чей), фортепианный квинтет f-moll (1879), струн­ный квар­тет D-dur (1889), 3 хо­ра­ла для ор­га­на (1890), Пре­лю­дия, хо­рал и фу­га для фортепиано (1884). Написал много духовной музыки (мессы, мотеты на тексты католического проприя и др.), в основном, для хора с оркестром или с органом, наиболее известна оратория «Заповеди блаженства» («Les Béatitudes») для солистов, хора и оркестра (1879) – одно из самых масштабных произведений Ф.

Лит.: Coquard A. C. Franck. P., 1890; Ро­го­жи­на Н. И. С. Франк. М., 1969; Davies L. Franck. L., 1973; Bassi A. C. Franck. Porde­no­ne, 1988; Fauquet J.-M. C. Franck. P., 1999.

  • ФРАНК CЕЗАР Cезар (1822–1890), французский композитор, органист, педагог (2017)
Вернуться к началу