МО́ЭМ УИЛЬЯМ СОМЕРСЕТ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МО́ЭМ (Maugham) Уильям Сомерсет (21.1.1874, Париж – 16.12.1965, Сен-Жан-Кап-Ферра), англ. писатель. Родился в семье сотрудника брит. посольства во Франции. Прослушал курс философии в Гейдельбергском ун-те (1891); в 1892–97 учился в мед. ин-те при лондонской больнице св. Фомы, получил диплом врача, но отказался от карьеры медика. В 1916–1917 выполнил ряд поручений брит. разведки; в авг. – нояб. 1917 находился в России. В 1928 приобрёл виллу на Лазурном берегу, где жил до 1940 и с 1946 до своей кончины; в 1940–46 – в США и Великобритании.
Печатался с 1897: роман «Лиза из Лэмбета» («Liza of Lambeth», рус. пер. 1995), основанный на событиях из жизни М. в бытность его медиком-практикантом. Успех имела комедия нравов «Леди Фредерик» («Lady Frederick», 1907), однако широкую известность М. принесли его прозаич. сочинения. Новеллы М. отмечены чётко выстроенным сюжетом, строгим отбором материала, виртуозным владением языком, ясным лаконичным стилем: цикл «Эшенден, или Британский агент» («Ashenden, or The British аgent», 1928, сокр. рус. пер. 1929, полный – 1992), отразивший опыт работы М. на англ. разведку и обозначивший поворот к психологизму в лит-ре о шпионах; сб. «Трепет листа» («The trembling of a leaf», 1921) и др. Объективная манера повествования, многообразие характеров, типов и ситуаций характерны для наиболее значит. произведения М. – отчасти автобиографического «романа воспитания» «Бремя страстей человеческих» («Of human bondage», 1915, рус. пер. 1959), написанного в традициях прозы И. В. Гёте и С. Батлера. Своеобразную трилогию о творцах искусства, его назначении и отношении к жизни образуют роман о художнике «Луна и грош» («The Moon and sixpence», 1919, рус. пер. 1927), в основе которого – некоторые факты из биографии П. Гогена, роман о писателе «Пироги и пиво» («Cakes and ale», 1930, рус. пер. 1976) и роман об актрисе «Театр» («Theatre», 1937, сокр. рус. пер. 1969, полный – 1979). Среди др. сочинений: комедии, социально-психологич. драмы, в т. ч. «Круг» («The circle», 1921) и «Шеппи» («Sheppey», 1933); социально-филос. романы «Узорный покров» («The painted veil», 1925, рус. пер. 1927), «Рождественские каникулы» («Christmas holiday», 1939, рус. пер. 1992), «Острие бритвы» («The razor’s edge», 1944, рус. пер. 1981); кн. «Подводя итоги» («The summing-up», 1938, рус. пер. 1957) и «Дневник писателя» («A writer’s notebook», 1949), сочетающие в себе размышления о лит-ре и иск-ве с авторской исповедью. Произведения М. неоднократно экранизировались; среди авторов экранизаций – А. Хичкок, И. Сабо, К. Г. Муратова.