Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХИ́ЧКОК АЛФРЕД

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ХИ́ЧКОК (Hitchcock) Ал­фред (Ал­фред Джо­зеф) (13.8.1899, Лон­дон – 29.4.1980, Лос-Анд­же­лес), брит. и амер. ре­жис­сёр. В 1-й пол. 1910-х гг. учил­ся в инж.-на­ви­гац. шко­ле, по­се­щал лек­ции по ис­кус­ст­во­ве­де­нию в ун-те (Лон­дон). В ки­но с 1920, как ре­жис­сёр де­бю­ти­ро­вал филь­ма­ми «Сад удо­воль­ст­вий» (1925) и «Гор­ный орёл» (1926). В ф. «Жи­лец» (1926) про­яви­лись осн. чер­ты ин­ди­ви­ду­аль­но­сти Х. (ост­рый де­тек­тив­ный сю­жет, соз­да­ние спе­ци­фич. ат­мо­сфе­ры и др.). В уго­лов­ной дра­ме «Шан­таж» (1929) ос­вое­ны воз­мож­но­сти зву­ка для уси­ле­ния экс­прес­сии. В шпи­он­ских лен­тах «Че­ло­век, ко­то­рый слиш­ком мно­го знал» (1934, 1956) и «39 ша­гов» (1935) Х. обыг­ры­вал ха­рак­тер­ные для его ма­не­ры ко­мич. де­та­ли. В ря­де филь­мов зву­чат ан­ти­фа­ши­ст­ские мо­ти­вы – «Ле­ди ис­че­за­ет» (1938), «Ино­стран­ный кор­рес­пон­дент» (1940), «Спа­са­тель­ная шлюп­ка» (1943), «Дур­ная сла­ва» (1946). По­сле ис­то­рич. кар­ти­ны «Та­вер­на "Ямай­ка"» (1939) пе­ре­ехал в Гол­ли­вуд («Ре­бек­ка», 1940; пр. «Ос­кар»). Вни­ма­ни­ем к пси­хо­ло­гич. ню­ан­сам от­ме­че­ны лен­ты «По­доз­ре­ние» (1941), «Тень со­мне­ния» (1943), «Де­ло Па­ра­дай­на» (1947). Эле­мен­ты пси­хо­ана­ли­за ис­поль­зо­ва­ны в кар­ти­нах «За­во­ро­жён­ный» (1945), «Ве­рёв­ка» (1948, пер­вый цвет­ной фильм Х.), «Пси­хо» (1960), «Мар­ни» (1964). Один из круп­ней­ших ре­жис­сё­ров кон. 1930-х – 1960-х гг., внёс­ший зна­чит. вклад в раз­ра­бот­ку вы­ра­зит. воз­мож­но­стей ки­но­ис­кус­ст­ва. С твор­че­ст­вом Х. свя­зы­ва­ют ут­вер­жде­ние жан­ра трил­ле­ра. В ос­но­ве его ки­не­ма­то­гра­фа – чёт­ко раз­ра­бо­тан­ная струк­ту­ра клю­че­вых эпи­зо­дов, пси­хо­ло­гич. (пси­хо­па­то­ло­гич.) кол­ли­зии, ори­ги­наль­ность и эф­фект­ность сю­жет­ных хо­дов, со­вме­ще­ние стра­ха и иро­нии. Дра­ма­тич. со­став­ляю­щая от­ли­ча­ет филь­мы «Не­зна­ком­цы в по­ез­де» (1951), «Я ис­по­ве­ду­юсь» (1952), «В слу­чае убий­ст­ва на­би­рай­те "М"!» (1953), «Ок­но во двор» (1954), «Го­ло­во­кру­же­ние» (1958). Ко­ме­дий­ные то­на пре­об­ла­да­ют в кар­ти­нах «Пой­мать во­ра», «Не­при­ят­но­сти с Гар­ри» (оба 1955), «К се­ве­ру че­рез се­ве­ро-за­пад» (1959). Склон­ность к ме­та­фо­ре про­яви­лась в фан­та­стич. ал­ле­го­рии «Пти­цы» (1963). Сре­ди др. филь­мов: «Юно­на и Пав­лин» (1930), «Мо­ло­дой и не­вин­ный» (1937), «Мис­тер и мис­сис Смит» (1941), «Страх сце­ны» (1950), «Ис­сту­п­ле­ние» (1971), «Се­мей­ный за­го­вор» (1975). Воз­ве­дён в ры­цар­ское дос­то­ин­ст­во (1980).

Лит.: Bogdanovich P. The cinema of A. Hitchcock. N. Y., 1963; Taylor J. R. Hitch: The life and work of A. Hitchcock. L., 1981; Freeman D. The last day of A. Hitchcock. L., 1985; Трюф­фо Ф. Ки­не­ма­то­граф по Хич­ко­ку. М., 1996; Sterritt D. The films of A. Hitchcock. Camb., 2002; McGilligan P. A. Hitchcock: A life in darkness and light. N. Y., 2003; Sullivan J. Hitchcock’s music. New Haven, 2006; Rohmer É., Chab­rol C. Hitchcock. P., 2011; San Juan E., McDevitt J. Hitchcock’s villains: Murderers, maniacs and mother issues. Lanham, 2013.

Вернуться к началу