Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРИ́ЛЛЕР

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 399

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин (кино)

ТРИ́ЛЛЕР (англ. thriller, от thrill – тре­пет, нерв­ная дрожь), осо­бый тип про­из­ве­де­ний ли­те­ра­ту­ры и ки­не­ма­то­гра­фа, на­це­лен­ных на то, что­бы вы­звать у чи­та­те­лей или зри­те­лей чув­ст­во тре­вож­но­го ожи­да­ния (сас­пенс), бес­по­кой­ст­ва и стра­ха. От­но­сит­ся к яв­ле­ни­ям мас­со­вой куль­ту­ры. Чер­ты Т. мо­гут быть при­су­щи про­из­ве­де­ни­ям разл. жан­ров: де­тек­тив, бое­вик и др.; Т. бы­ва­ет фан­та­сти­че­ским, мис­ти­че­ским, шпи­он­ским, лю­бов­ным, но ча­ще со­че­та­ет в се­бе од­но­вре­мен­но неск. раз­но­вид­но­стей.

Литература

В ли­те­ра­ту­ре ис­то­ки Т. вос­хо­дят к рас­ска­зам Э. По, ро­ма­нам У. Кол­лин­за («Жен­щи­на в бе­лом», 1860; «Лун­ный ка­мень», 1868). Ха­рак­тер­ные об­раз­цы лит. Т. – ро­ма­ны А. Кри­сти («Де­сять нег­ри­тят», 1939; «Сви­де­тель об­ви­не­ния», 1954), амер. пи­са­те­ля С. Кин­га.

Кино

В ки­но ут­вер­жде­ние жан­ра Т. свя­за­но с твор­че­ст­вом А. Хич­ко­ка. Ак­тив­но ис­поль­зо­ва­лись эле­мен­ты Т. (за­тя­ги­ва­ние дра­ма­тич. пау­зы, на­ту­ра­ли­стич. под­роб­но­сти, вне­зап­ные круп­ные пла­ны, шу­мо­вые эф­фек­ты, тая­щие уг­ро­зу за­тем­нён­ные кад­ры, мрач­но-дра­ма­ти­че­ское, ост­ро­эмо­цио­наль­ное муз. со­про­во­ж­де­ние) в нем. ки­но ран­не­го экс­прес­сио­низ­ма (Ф. Ланг, Г. Пабст, Л. Ри­феншталь), в амер. филь­мах Дж. фон Штерн­бер­га и т. д. Т. пе­ре­жи­вал рас­цвет с кон. 1940-х гг. в Ве­ли­ко­бри­та­нии («В ноч­ной ти­ши», 1945; «Вы­быв­ший из иг­ры», 1947; «По­вер­жен­ный идол», 1948; «Тре­тий че­ло­век», 1949). В США жанр ак­тив­но раз­ра­ба­ты­вал О. Уэллс, во Фран­ции – А. Ж. Клу­зо, позд­нее Ж. Дас­сен, Ж. П. Мель­виль и др. Ав­тор­ское на­ча­ло в сти­ли­сти­ку Т. вне­сли В. Вен­дерс, Д. Линч. В СССР пер­вы­ми Т. мож­но счи­тать сня­тые в 1927 ис­то­рич. дра­му «С. В. Д.» Г. М. Ко­зин­це­ва и Л. З. Трау­бер­га и шпи­он­ский ф. «Яд» Е. А. Ива­но­ва-Бар­ко­ва. Чер­ты Т. в отеч. ки­не­ма­то­гра­фе но­си­ли гл. обр. при­клю­чен­че­ские, по­ли­тич., во­ен­ные и де­тек­тив­ные филь­мы. Сре­ди ре­жис­сё­ров 1980–90-х гг.: В. Д. Ру­бин­чик, А. С. Ор­лов, В. Н. Хар­чен­ко, О. М. Теп­цов, В. И. По­та­пов. С нач. 21 в. в жан­ре Т. в осн. ра­бо­та­ет те­ле­ви­де­ние («Чёр­ная ком­на­та», 2000; «По­доз­ре­ние», 2001; «Пред­ла­гае­мые об­стоя­тель­ст­ва», 2009, и т. д.).

Лит.: Тruffаut F. Le cinéma selon Hitchcock. Р., 1966; Ми­хал­ко­вич В. Что та­кое трил­лер? // Ми­фы и ре­аль­ность. М., 1976. Вып. 5.

Вернуться к началу