ТРИ́ЛЛЕР
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРИ́ЛЛЕР (англ. thriller, от thrill – трепет, нервная дрожь), особый тип произведений литературы и кинематографа, нацеленных на то, чтобы вызвать у читателей или зрителей чувство тревожного ожидания (саспенс), беспокойства и страха. Относится к явлениям массовой культуры. Черты Т. могут быть присущи произведениям разл. жанров: детектив, боевик и др.; Т. бывает фантастическим, мистическим, шпионским, любовным, но чаще сочетает в себе одновременно неск. разновидностей.
Литература
В литературе истоки Т. восходят к рассказам Э. По, романам У. Коллинза («Женщина в белом», 1860; «Лунный камень», 1868). Характерные образцы лит. Т. – романы А. Кристи («Десять негритят», 1939; «Свидетель обвинения», 1954), амер. писателя С. Кинга.
Кино
В кино утверждение жанра Т. связано с творчеством А. Хичкока. Активно использовались элементы Т. (затягивание драматич. паузы, натуралистич. подробности, внезапные крупные планы, шумовые эффекты, таящие угрозу затемнённые кадры, мрачно-драматическое, остроэмоциональное муз. сопровождение) в нем. кино раннего экспрессионизма (Ф. Ланг, Г. Пабст, Л. Рифеншталь), в амер. фильмах Дж. фон Штернберга и т. д. Т. переживал расцвет с кон. 1940-х гг. в Великобритании («В ночной тиши», 1945; «Выбывший из игры», 1947; «Поверженный идол», 1948; «Третий человек», 1949). В США жанр активно разрабатывал О. Уэллс, во Франции – А. Ж. Клузо, позднее Ж. Дассен, Ж. П. Мельвиль и др. Авторское начало в стилистику Т. внесли В. Вендерс, Д. Линч. В СССР первыми Т. можно считать снятые в 1927 историч. драму «С. В. Д.» Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга и шпионский ф. «Яд» Е. А. Иванова-Баркова. Черты Т. в отеч. кинематографе носили гл. обр. приключенческие, политич., военные и детективные фильмы. Среди режиссёров 1980–90-х гг.: В. Д. Рубинчик, А. С. Орлов, В. Н. Харченко, О. М. Тепцов, В. И. Потапов. С нач. 21 в. в жанре Т. в осн. работает телевидение («Чёрная комната», 2000; «Подозрение», 2001; «Предлагаемые обстоятельства», 2009, и т. д.).