КЛУЗО́ АНРИ ЖОРЖ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛУЗО́ (Clouzot) Анри Жорж (20.11.1907, Ньор, деп-т Дё-Севр – 12.1.1977, Париж), франц. режиссёр. Получил юридич. образование, был журналистом. В кино с 1931 (сценарист, ассистент режиссёра, режиссёр франкоязычных вариантов нем. фильмов). Первый значит. фильм – детектив «Убийца живёт в номере 21» (1942, сценарий К.). Тонким психологизмом отличается его ф. «Ворон» (1943), в котором показана неприглядная жизнь маленького франц. городка, где поток анонимных писем вызывает нечто вроде массового психоза. После освобождения Франции этот фильм послужил основанием для обвинения К. в антифранцузской пропаганде и его отстранения от работы в кинематографе. В 1947 К. вернулся к режиссуре, сняв детективный ф. «Набережная Орфевр» (пр. Мкф в Венеции). В ф. «Манон» (1948, по роману аббата Прево «Манон Леско», гл. пр. Мкф в Венеции) К. перенёс действие в современность, а характерам действующих лиц придал оттенок патологизма. Большим успехом пользовался ф. «Плата за страх» (1952, гл. пр. Мкф в Канне, гл. пр. Мкф в Зап. Берлине) – драматич. рассказ о том, как четверо шофёров, ежесекундно рискуя жизнью, перевозят нитроглицерин по плохим дорогам. Фильм завершался гибелью героев. Здесь, как и в ф. «Дьявольские души» (1954), К. прибегал к нагнетанию пугающих и жестоких подробностей. Фильм «Истина» (1960) показывал аморальность и опустошённость части франц. молодёжи, равнодушие представителей старшего поколения. Особое место в творчестве К. занимает картина «Тайна Пикассо» (1956, пр. Мкф в Канне), раскрывающая процесс творчества художника. К. – мастер создания тревожной атмосферы, напряжённой полицейско-уголовной интриги, мучительных психологич. ситуаций, остроумного диалога.