УЭ́ЛЛС
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УЭ́ЛЛС (Welles) Орсон (Джордж Орсон) (6.5.1915, Кеноша, штат Висконсин – 10.10.1985, Лос-Анджелес), амер. режиссёр, актёр. Спец. образования не получил. Начинал как актёр в нач. 1930-х гг. в театре «Гейт тиэтр» в Ирландии и в гастрольной труппе К. Корнелл в США. Славу У. принёс поставленный им в рамках Федерального театрального проекта «Макбет» У. Шекспира (1936, Нью-Йорк), действие которого разворачивалось в 19 в. на Гаити (все роли исполнили чернокожие актёры, музыканты и приверженцы культа вуду). Впервые в США столь радикально драматургия Шекспира переосмысливалась и в спектакле «Юлий Цезарь», поставленном У. в 1937 в основанном им тогда же в Нью-Йорке театре «Меркьюри»: действие было перенесено в фашистскую Италию (У. в роли Брута). Не только театральным, но и политич. событием стала постановка муз. драмы М. Блицштейна «Колыбель раскачается» (Нью-Йорк, 1937). У. много работал на радио: радиоспектакль «Война миров» (1938, по роману Г. Уэллса) оказался настолько убедительным, что вызвал панику среди ньюйоркцев. Знаковым для мирового кинематографа стал уже первый снятый У. фильм – «Гражданин Кейн» (1941, пр. «Оскар»). Принципиально создавая чёрно-белые ленты, режиссёр обогатил язык кино неожиданными ракурсами, многоплановостью кадров, глубинными мизансценами. Его картины отличают насыщенная муз. партитура и изобретательный визуальный ряд, эстетически близкий шоу иллюзий. Как правило, У. снимал кино по своим сценариям и сам исполнял главные роли. Его фильмы с нарочито усложнённым, динамичным сюжетом и зловещей атмосферой тяготеют к жанру «нуар». В основе проблематики – столкновение добра со злом, воплощённым стяжательством и властолюбием. Среди лучших работ: «Великолепные Эмберсоны» (1942), «Леди из Шанхая» (1947), «Макбет» (1948), «Отелло» (1952, Гран-при Мкф в Канне), «Мистер Аркадин» (1955), «Печать зла» (1958), «Процесс» (1962). Также выступал как продюсер. Почётный приз Мкф в Венеции (1970), пр. «Оскар» за вклад в киноискусство (1971).