Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВУ́ДУ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 87

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Жрец вуду. Фото. Нач. 21 в.

ВУ́ДУ, се­ви лоа, во­ду, во­дун, ву­дун, ху­ду, уду [от об­ще­го «во­дун», на язы­ке на­ро­да фон (Бе­нин, Ни­ге­рия) – бог, дух], об­щее ус­лов­ное на­име­но­ва­ние син­кре­тич. куль­тов, рас­про­стра­нён­ных в стра­нах Ка­риб­ско­го бас­сей­на (гл. обр. сре­ди нег­ри­тян­ско­го на­се­ле­ния), а так­же в США сре­ди зна­чит. час­ти аф­роа­ме­ри­кан­цев. На Ку­бе рас­про­ст­ра­не­ны под назв. «сан­те­рия и лу­ку­ми», на Гаи­ти – «слу­же­ние лоа», в Юж. Аме­ри­ке ана­ло­гом В. яв­ля­ют­ся куль­ты ма­кум­ба, ум­бан­да. Культ В. сло­жил­ся в сре­де чер­но­кожих ра­бов Вест-Ин­дии в ре­зуль­та­те син­кре­ти­за­ции тра­диц. ве­ро­ва­ний афр. пле­мён и ка­то­ли­че­ст­ва. Окон­ча­тель­ное фор­ми­ро­ва­ние В. мо­жет быть от­не­се­но к кон. 18 в. В Ев­ро­пе о В. впер­вые ста­ло ши­ро­ко из­вест­но в 1884, бла­го­да­ря кни­ге мис­сио­не­ра С. Дж. Гай­ти, ак­цен­ти­ро­вав­ше­го в сво­ей ра­бо­те тём­ные, ма­гич. сто­ро­ны куль­та. Осо­бое раз­ви­тие культ В. по­лу­чил на Гаи­ти со вре­ме­ни при­хо­да к вла­сти Ф. Дю­ва­лье.

Ву­дуи­сты ве­рят в еди­ное выс­шее бо­же­ст­во (Гран Ме) и мно­же­ст­во раз­но­об­раз­ных ду­хов (лоа). Пан­те­он В. де­лит­ся на 2 клас­са: Ра­да – бла­гие лоа (наи­бо­лее древ­ние, вос­хо­дя­щие к соб­ст­вен­но афр. куль­там) и Пет­ра – не­доб­ро­же­ла­тель­ные лоа (во­шед­шие в пан­те­он позд­нее). От­дель­но вы­де­ля­ют лоа пред­ков и лоа Ге­де (ду­хи смер­ти и по­ро­ка). Сре­ди наи­бо­лее по­чи­тае­мых лоа: Па­па Лег­ба (сол­неч­ный бог, со­еди­няю­щий мир лю­дей и лоа, по­кро­ви­тель до­рог, пе­ре­крё­ст­ков, две­рей; ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с ап. Пет­ром), Эр­зу­ли – суп­ру­га сол­неч­но­го бо­га, бо­ги­ня бо­гат­ст­ва, кра­со­ты, люб­ви, но так­же и рев­но­сти, мес­ти (ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с Де­вой Ма­ри­ей). По­чи­та­ют­ся так­же бла­гой змей-пер­во­пре­док Дан­ба­ла-Ве­до и его суп­ру­га Ай­да-Ве­до – пер­со­ни­фи­ка­ция ра­ду­ги (оба пер­со­на­жа вос­хо­дят к афр. суб­стра­ту), ог­нен­ный во­ин­ст­вен­ный дух Огун. Двой­ни­ком Лег­бы в клас­се Пет­ра яв­ля­ет­ся Каль­фу (Лорд Кар­ре­фур) – вла­ды­ка те­ней, злой дух, трик­стер, по­кро­ви­тель чёр­ной ма­гии и кол­дов­ст­ва. Над за­гроб­ным ми­ром вла­ст­ву­ет Па­па Ге­де (в ипо­ста­сях – Ба­рон Суб­бо­ты, Ге­де Ним­бо, Ге­де Ма­за­ка) – бог смер­ти и чёр­ной ма­гии, но так­же и по­кро­ви­тель де­тей, изо­бра­жае­мый как бе­ло­бо­ро­дый ста­рик в чёр­ном (его ат­ри­бу­ты – че­реп, гроб, крест, кос­тыль). Об­раз Ге­де име­ет ряд эро­тич. кон­но­та­ций. Лоа ак­тив­ны в ми­ре, на­пря­мую об­ща­ют­ся с ни­ми «бе­лые» жре­цы хун­га­ны (ун­га­ны) и жри­цы мам­бо, осн. функ­ции ко­то­рых – це­ли­тель­ст­во, осу­ще­ст­в­ле­ние ре­лиг. це­ре­мо­ний, на­прав­лен­ных на при­зы­ва­ние или ус­ми­ре­ние лоа, со­вер­ше­ние об­ря­дов ини­циа­ции и пред­ска­за­ний и др. Жре­че­ст­во В. не объ­е­ди­не­но чёт­кой ие­рар­хи­ей; ве­рую­щие со­став­ля­ют «об­ще­ст­ва» (сось­е­те). По­ми­мо «бе­лых» жре­цов и не­за­ви­си­мо от них дей­ст­ву­ют «чёр­ные» жре­цы (бо­ко­ры), сре­ди ко­то­рых на­зы­ва­ют гаи­тян­ско­го дик­та­то­ра Дю­ва­лье.

Ре­лиг. це­ре­мо­нии ву­дуи­стов, как и пан­те­он В., де­лят­ся на клас­сы Ра­да и Пет­ра; це­ре­мо­нии Ра­да на­прав­ле­ны на бла­го, пре­сле­ду­ют ми­ро­лю­би­вые це­ли до­б­ры­ми сред­ст­ва­ми, це­ре­мо­нии Пет­ра свя­за­ны с вре­до­нос­ной чёр­ной ма­ги­ей. Ри­туа­лы про­хо­дят в спец. по­ме­ще­ни­ях (ун­фор, ум­фо), в цен­тре ко­то­рых рас­по­ла­га­ет­ся столб (по­то ми­тан), сим­во­ли­зи­рую­щий ось и центр ми­ро­зда­ния. Ри­туа­лы со­про­во­ж­да­ют­ся пес­но­пе­ния­ми и экс­та­тич. пля­ска­ми.

В нач. 21 в. в стра­нах Ка­риб­ско­го бас­сей­на ак­тив­ную про­по­ведь про­тив В. ве­дут про­тес­тан­ты.

Вернуться к началу