МАРИВО́ ПЬЕР КАРЛЕ ДЕ ШАМБЛЕН ДЕ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРИВО́ (Marivaux) Пьер Карле де Шамблен де (Carlet de Chamblain de) (4.2.1688, Париж – 12.2.1763, там же), франц. писатель, член Франц. академии (1742). Сын мелкого нормандского дворянина. В 1710–13 учился на юридич. ф-те Парижского ун-та. Был завсегдатаем многочисл. лит. салонов и кружков Парижа. Разорившись (1720), был вынужден зарабатывать на жизнь лит. трудом. Сблизившись с Б. Фонтенелем, в «споре о древних и новых» выступал на стороне «новых». В раннем творчестве М. использовал худож. принципы барокко и классицизма: комедия «Осторожный и уравновешенный отец» («Le père prudent et équitable», 1712), ироикомическая поэма «Илиада наизнанку» («L’Iliade travestie», 1716), пародийная эпопея в прозе «Телемак наизнанку» («Télémaque travesti», 1717, изд. в 1736), трагедия «Ганнибал» («Annibal», пост. в 1720) и др. Пытался воскресить жанр галантно-авантюрного романа в духе прециозности по образцу Г. де К. де Ла Кальпренеда, М. Ле Руа де Гомбервиля, Мадлены и Жоржа де Скюдери [романы «Фарзамон, или Новые романические безумства» («Pharsamon, ou les nouvelles folies romanesques», 1712, изд. в 1737), «Удивительные действия взаимного влечения» («Les effets surprenants de la sympathie», т. 1–5, 1713–14)], однако в романе «Карета, застрявшая в грязи» («La voiture embourbée», 1714) выступил с пародией на манерный стиль прециозной лит-ры. С 1720-х гг. приобрёл известность как автор комедий, в которых отошёл от классицистич. канонов, развивая приёмы итал. театра, прежде всего – комедии дель арте. Стиль М. получил название «мариводаж»; для комедий характерны изящное развитие интриги (часто построенной на переодевании и «неузнавании» персонажей), тонкий психологизм в изображении характеров, иронич. и игриво-насмешливая манера описания галантных похождений: «Арлекин, воспитанный любовью» («Arlequin poli par l’amour», 1720), «Сюрприз любви» («La surprise de l’amour», 1723), «Двойное непостоянство» («La double inconstance», 1723), «Игра любви и случая» («Le jeu de l’amour et du hasard», 1730, рус. пер. 1769; сюжет использован А. С. Пушкиным в повести «Барышня-крестьянка»), «Ложные признания» («Les fausses confidences», 1738; рус. пер. под назв. «Обман в пользу любви», 1827) и др. М. – один из крупных мастеров франц. социально-психологич. прозы; в незавершённых романах «Жизнь Марианны» («La vie de Marianne», ч. 1–11, 1731–41; рус. пер. 1762, 1968; многочисл. экранизации) и «Удачливый крестьянин» («Le paysan parvenu», 1734–35, рус. пер. 1970), во многом продолжающих традиции плутовского романа, М. виртуозно раскрыл внутренний мир героев, вынужденных бороться за своё место во враждебном мире. М. был также известен как журналист: вдохновляясь опытом Дж. Аддисона, выпускал нравоописат. журналы «Le spectateur français» (1721–24), «Le cabinet du philosophe» (1734) и др.