ТРАГЕ́ДИЯ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРАГЕ́ДИЯ (греч. τραγῳδία, букв. – козлиная песнь), драматургич. жанр, основанный на неразрешимой коллизии героич. персонажей, трагическом её исходе и исполненный патетики; противоположен комедии. Т. изображает действительность наиболее заострённо, как сгусток внутр. противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение худож. символа; неслучайно большинство Т. написано стихами. Исторически Т. существовала в разл. проявлениях, однако сама суть Т., как и эстетич. категория трагического, была задана европ. литературам древнегреческой Т. и поэтикой.
Греч. Т. возникла из религ.-культовых обрядов, являлась воспроизведением, сценич. разыгрыванием мифа; она приобщала зрителей к единой для целого народа и его историч. судеб реальности. Совершенные образцы законченных, органичных произведений трагич. иск-ва дали Эсхил, Софокл. Безусловной реальностью происходящего оно потрясает зрителя, вызывая в нём сильнейшие внутр. конфликты и разрешая их в высшей гармонии посредством катарсиса. Такого единства жизненного и художественного, реального и мифологического, непосредственного и символически-обобщённого позднейшая Т. не знала; оно начинает разрушаться уже у Еврипида в связи со становлением человеческой индивидуальности, с расколом между судьбой личности и судьбой народа. С этого времени Т. становится жанром лит-ры. Его развитие неравномерно; новый расцвет наступает в кризисную эпоху позднего Возрождения и барокко, когда лит.-риторич. жанр вновь насыщается изнутри конфликтами эпохи и находит для себя реальное воплощение в живой традиции нар. театра. Кризис и «распад времён» выразились в исп. Т. от Лопе Ф. де Веги Карпьо до Кальдерона и наиболее ярко – в англ. Т., прежде всего у У. Шекспира. Формально далёкая от античности, шекспировская Т. изображает бесконечную реальность, глубокую кризисность человеческого мира. Трагизм Шекспира не укладывается в рамки отдельного (конфликта или характера), но обнимает собой всё, как и сама действительность; личность героя внутренне открыта, не определена до конца, способна на изменения, даже резкие сдвиги. В Германии в крайнем обобщении предстают противоречия эпохи в трагедиях А. Грифиуса.
Во Франции в творчестве П. Корнеля и Ж. Расина возникают блестящие образцы Т. классицизма, написанные «высоким стилем» с соблюдением принципов трёх единств теории; эстетич. совершенство выступает как результат сознательного самоограничения поэта, как виртуозно разработанная чистая формула жизненного конфликта.
Реальность Нового времени оказалась критической для Т.: негероическая обыденность и разрушение лит. канонов привели к возникновению жанров, сохраняющих родство с Т., но принципиально иных, воплощающих трагизм повседневной жизни: «мещанская трагедия», «романтическая трагедия», «мелодрама» и др. Если на рубеже 18–19 вв. Ф. Шиллер создаёт Т., обновляя «классический» стиль, то в эпоху романтизма у В. Гюго, Дж. Байрона, М. Ю. Лермонтова залогом субстанционального содержания в Т. становится (в противоположность античности) не мир, а индивид с его душой. Ф. Грильпарцер сталкивает в своих Т. барочный, стройный образ мира с опустошённостью современности; К. Ф. Хеббель пытается возродить через Т. героич. действительность.
В России реализм даёт убедительные образцы трагич. драматургии на основе широкого и углублённого изображения непосредственной действительности («Гроза» А. Н. Островского, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого); родство с жанром Т. сохраняет «историческая драма» А. С. Пушкина и А. К. Толстого.
В кон. 19 в. и в 20 в. появляются многочисл. стилизации, возрождающие классич. Т. и Т. «высокого стиля»: Г. фон Гофмансталь, Вяч. И. Иванов, Г. Гауптман, Т. С. Элиот, П. Клодель, позднее – Ж. П. Сартр, Ж. Ануй и др. Вопрос о возможности совр. Т. как драматургич. жанра остаётся дискуссионным.