Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРАГЕ́ДИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 328

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Михайлов

ТРАГЕ́ДИЯ (греч. τραγῳδία, букв. – коз­ли­ная песнь), дра­ма­тур­гич. жанр, ос­но­ван­ный на не­раз­ре­ши­мой кол­ли­зии ге­ро­ич. пер­со­на­жей, тра­ги­че­ском её ис­хо­де и ис­пол­нен­ный па­те­ти­ки; про­ти­во­по­ло­жен ко­ме­дии. Т. изо­бра­жа­ет дей­ст­ви­тель­ность наи­бо­лее за­ост­рён­но, как сгу­сток внутр. про­ти­во­ре­чий, вскры­ва­ет глу­бо­чай­шие кон­флик­ты ре­аль­но­сти в пре­дель­но на­пря­жён­ной и на­сы­щен­ной фор­ме, об­ре­таю­щей зна­че­ние ху­дож. сим­во­ла; не­слу­чай­но боль­шин­ст­во Т. на­пи­са­но сти­ха­ми. Ис­то­ри­че­ски Т. су­ще­ст­во­ва­ла в разл. про­яв­ле­ни­ях, од­на­ко са­ма суть Т., как и эс­те­тич. ка­те­го­рия тра­ги­че­ско­го, бы­ла за­да­на ев­роп. ли­те­ра­ту­рам древ­не­гре­че­ской Т. и по­эти­кой.

Греч. Т. воз­ник­ла из ре­лиг.-куль­то­вых об­ря­дов, яв­ля­лась вос­про­из­ве­де­ни­ем, сце­нич. ра­зыг­ры­ва­ни­ем ми­фа; она при­об­ща­ла зри­те­лей к еди­ной для це­ло­го на­ро­да и его ис­то­рич. су­деб ре­аль­но­сти. Со­вер­шен­ные об­раз­цы за­кон­чен­ных, ор­га­нич­ных про­из­ве­де­ний тра­гич. иск-ва да­ли Эс­хил, Со­фокл. Без­ус­лов­ной ре­аль­но­стью про­ис­хо­дя­ще­го оно по­тря­са­ет зри­те­ля, вы­зы­вая в нём силь­ней­шие внутр. кон­флик­ты и раз­ре­шая их в выс­шей гар­мо­нии по­сред­ст­вом ка­тар­си­са. Та­ко­го един­ст­ва жиз­нен­но­го и ху­до­же­ст­вен­но­го, ре­аль­но­го и ми­фо­ло­гиче­ско­го, не­по­сред­ст­вен­но­го и сим­во­ли­че­ски-обоб­щён­но­го позд­ней­шая Т. не зна­ла; оно на­чи­на­ет раз­ру­шать­ся уже у Ев­ри­пи­да в свя­зи со ста­нов­ле­ни­ем че­ло­ве­че­ской ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, с рас­ко­лом ме­ж­ду судь­бой лич­но­сти и судь­бой на­ро­да. С это­го вре­ме­ни Т. ста­но­вит­ся жан­ром лит-ры. Его раз­ви­тие не­рав­но­мер­но; но­вый рас­цвет на­сту­па­ет в кри­зис­ную эпо­ху позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко, ко­гда лит.-ри­то­рич. жанр вновь на­сы­ща­ет­ся из­нут­ри кон­флик­та­ми эпо­хи и на­хо­дит для се­бя ре­аль­ное во­пло­ще­ние в жи­вой тра­ди­ции нар. те­ат­ра. Кри­зис и «рас­пад вре­мён» вы­ра­зи­лись в исп. Т. от Лопе Ф. де Ве­ги Кар­пьо до Каль­де­ро­на и наи­более яр­ко – в англ. Т., пре­ж­де все­го у У. Шек­спи­ра. Фор­маль­но да­лё­кая от ан­тич­но­сти, шек­спи­ров­ская Т. изо­бра­жа­ет бес­ко­неч­ную ре­аль­ность, глу­бо­кую кри­зис­ность че­ло­ве­че­ско­го ми­ра. Тра­гизм Шек­спи­ра не ук­ла­ды­ва­ет­ся в рам­ки от­дель­но­го (кон­флик­та или ха­рак­те­ра), но об­ни­ма­ет со­бой всё, как и са­ма дей­ст­ви­тель­ность; лич­ность ге­роя внут­рен­не от­кры­та, не оп­ре­де­ле­на до кон­ца, спо­соб­на на из­ме­не­ния, да­же рез­кие сдви­ги. В Гер­ма­нии в край­нем обоб­ще­нии пред­ста­ют про­ти­во­ре­чия эпо­хи в тра­ге­ди­ях А. Гри­фиу­са.

Во Фран­ции в твор­че­ст­ве П. Кор­не­ля и Ж. Ра­си­на воз­ни­ка­ют бле­стя­щие об­раз­цы Т. клас­си­циз­ма, на­пи­сан­ные «вы­со­ким сти­лем» с со­блю­де­ни­ем прин­ци­пов трёх единств тео­рии; эс­те­тич. со­вер­шен­ст­во вы­сту­па­ет как ре­зуль­тат соз­на­тель­но­го са­мо­ог­ра­ни­че­ния по­эта, как вир­ту­оз­но раз­ра­бо­тан­ная чис­тая фор­му­ла жиз­нен­но­го кон­флик­та.

Ре­аль­ность Но­во­го вре­ме­ни ока­за­лась кри­ти­че­ской для Т.: не­ге­рои­че­ская обы­ден­ность и раз­ру­ше­ние лит. ка­но­нов при­ве­ли к воз­ник­но­ве­нию жан­ров, со­хра­няю­щих род­ст­во с Т., но прин­ци­пи­аль­но иных, во­пло­щаю­щих тра­гизм по­все­днев­ной жиз­ни: «ме­щан­ская тра­ге­дия», «ро­ман­ти­че­ская тра­ге­дия», «ме­ло­дра­ма» и др. Ес­ли на ру­бе­же 18–19 вв. Ф. Шил­лер соз­да­ёт Т., об­нов­ляя «клас­си­че­ский» стиль, то в эпо­ху ро­ман­тиз­ма у В. Гю­го, Дж. Бай­ро­на, М. Ю. Лер­мон­то­ва за­ло­гом суб­стан­цио­наль­но­го со­дер­жа­ния в Т. ста­но­вит­ся (в про­ти­во­по­лож­ность ан­тич­но­сти) не мир, а ин­ди­вид с его ду­шой. Ф. Гриль­пар­цер стал­ки­ва­ет в сво­их Т. ба­роч­ный, строй­ный об­раз ми­ра с опус­то­шён­но­стью со­вре­мен­но­сти; К. Ф. Хеб­бель пы­та­ет­ся воз­ро­дить че­рез Т. ге­ро­ич. дей­ст­ви­тель­ность.

В Рос­сии реа­лизм да­ёт убе­ди­тель­ные об­раз­цы тра­гич. дра­ма­тур­гии на ос­но­ве ши­ро­ко­го и уг­луб­лён­но­го изо­бра­же­ния не­по­сред­ст­вен­ной дей­ст­ви­тель­но­сти («Гро­за» А. Н. Ост­ров­ско­го, «Власть тьмы» Л. Н. Тол­сто­го); род­ст­во с жан­ром Т. со­хра­ня­ет «ис­то­ри­че­ская дра­ма» А. С. Пуш­ки­на и А. К. Тол­сто­го.

В кон. 19 в. и в 20 в. по­яв­ля­ют­ся мно­го­числ. сти­ли­за­ции, воз­ро­ж­даю­щие клас­сич. Т. и Т. «вы­со­ко­го сти­ля»: Г. фон Гоф­ман­сталь, Вяч. И. Ива­нов, Г. Га­упт­ман, Т. С. Эли­от, П. Кло­дель, позд­нее – Ж. П. Сартр, Ж. Ануй и др. Во­прос о воз­мож­но­сти совр. Т. как дра­ма­тур­гич. жан­ра ос­та­ёт­ся дис­кус­си­он­ным.

Лит.: Raphael D. D. The paradox of tragedy. L., 1960; Jacquot J. Le théâtre tragique. P., 1962; Стен­ник Ю. В. Жанр тра­ге­дии в рус­ской ли­те­ра­ту­ре. Л., 1981; Tragedy, vision and form / Ed. R. W. Corrigan. 2nd ed. N. Y., 1981; Gelfert H.-D. Die Tragödie. Theorie und Geschichte. Gött., 1995; Steiner G. The death of tragedy. New Haven, 1996; Taxidou O. Tragedy, modernity and mourning. Edinburgh, 2004; Rethinking tragedy / Ed. R. Felski. Balt., 2008; Tragödie. Die bleibende Heraus­for­de­rung / Hrsg. R. Bogner, M. Leber. Saar­brücken, 2011. См. так­же лит. при ст. Тра­ги­че­ское.

Вернуться к началу