ТОЛСТО́Й АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТОЛСТО́Й Алексей Константинович [24.8(5.9).1817, С.-Петербург – 28.9(10.10).1875, с. Красный Рог Черниговской губ., ныне в Почепском р-не Брянской обл.], граф, рус. поэт, прозаик, драматург, чл.-корр. Петерб. АН (1873). Из рода Толстых, племянник гр. Ф. П. Толстого и троюродный брат гр. Л. Н. Толстого; со стороны матери – А. А. Перовской, побочной дочери гр. А. К. Разумовского, племянник А. Погорельского. В 1826 представлен ко двору и выбран «товарищем для игр» наследника престола, будущего имп. Александра II. В 1834 зачислен в Моск. архив Мин-ва иностр. дел. В дек. 1835 сдал экзамены в Моск. ун-те на чин по курсу словесного ф-та, в янв. 1836 получил аттестат. В 1837–40 числился сверх штата при рус. дипломатич. миссии во Франкфурте-на-Майне, путешествовал по Европе, встречался с Н. В. Гоголем. С кон. 1840 младший чиновник во 2-м отделении имп. канцелярии, с 1843 также состоял на придворной службе; церемониймейстер двора (1851), стат. сов. (1854). Во время Крымской войны 1853–56 добровольцем вступил в армию, в 1855 присоединился к стрелк. полку под Одессой, но, заболев тифом, не принял участия в боевых действиях. В авг. 1856 назначен флигель-адъютантом. Упорно отказываясь от перспектив блестящей карьеры, в 1859 добился бессрочного отпуска, а в сент. 1861 вышел в отставку. Жил попеременно в двух своих имениях – с. Пустынька под С.-Петербургом и Красный Рог; в 1860, 1862–63, 1864 и 1868 выезжал в Германию.
В печати дебютировал (под псевд. Краснорогский) в 1841 мистико-фантастич. повестью «Упырь», отразившей влияние готического романа. С этой же традицией связаны написанные Т. в кон. 1830-х гг. на франц. яз. повести «La famille du vourdalak» («Семья вурдалака», опубл. в 1884) и «Le rendez-vous dans trois cents ans» («Встреча через триста лет», опубл. в 1912). Наиболее оригинальна фантастич. повесть «Амена» (1846), где описываются времена гонений на христиан в Риме при имп. Максимиане. С кон. 1840-х гг. работал над историч. романом «Князь Серебряный. Повесть времён Иоанна Грозного» (опубл. в 1862), гл. герой которого – вымышленный князь Серебряный, подобный по своему благородству, простодушию и юному возрасту героям романов В. Скотта, оказывается на стороне моск. боярства в его конфликте с опричниной Ивана Грозного и погибает. Любовный сюжет в романе выстроен с полемич. аллюзией на «Песню про… купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, манера повествования – поэтизированная, стилизующая приёмы рус. фольклора. Идейный пафос романа – в обличении деспотич. произвола власти и в мысли об умалении чести и справедливости в ходе истории и обречённости их носителей. В то же время роман Т. нравоучителен и патриотичен, занимателен и в целом имеет жизнеутверждающий характер, благодаря чему рано вошёл в круг обязательного детско-юношеского чтения.
Как поэт впервые выступил в печати в 1843 (стих. «Бор сосновый в стране одинокой стоит…»), но регулярно публиковался лишь с 1854. Сначала сотрудничал в ж. «Современник» (где тогда же стали появляться пародийные тексты Козьмы Пруткова, придуманного Т. вместе с братьями А. М. и В. М. Жемчужниковыми), затем, с кон. 1850-х гг., преим. в ж. «Русский вестник». Единственный прижизненный сборник стихотворений Т. вышел в 1867.
Большинство лирич. стихотворений Т. написано в 1850-е гг. Среди них выделяется цикл любовных стихотворений, обращённых к С. А. Миллер, с которой Т. встретился зимой 1850/51, после чего она ушла к нему от первого мужа (законный брак с Т. заключён в 1863): «Средь шумного бала, случайно…» (1851), «О, не пытайся дух унять тревожный…», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…» (оба 1856), «Порой, среди забот и жизненного шума…» (1857), «На нивы жёлтые нисходит тишина» (1862) и др. Любовь в поэзии Т. – гармонич. начало, дающее смысл и порядок творению («Меня, во мраке и пыли…», 1852; «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», 1858). В лирике о природе тяготел к весенним пейзажам, стремясь запечатлеть минуты душевного подъёма, «весеннее чувство» («Звонче жаворонка пенье…», 1858; «То было раннею весной…», 1871). Наиболее характерные стихотворения Т. имеют мажорное звучание, уныние же предстаёт как негативное состояние душевного упадка, с которым поэт ведёт борьбу, призывая на помощь высшие силы («Что ни день, как поломя со влагой…», 1858, и др.). В стилизациях нар. песен уныние и рефлексия также показаны как губительные для человека («Не Божиим громом горе ударило…», 1857; «Исполать тебе, жизнь – баба старая…», 1859; и др.). Вдохновение понимал романтически, как наитие свыше, поднимающее поэта над обыденной жизнью и открывающее тайны мироздания («Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..», 1856; «И. С. Аксакову», 1859), поэтому совр. критика относила его к сторонникам «чистого искусства». В целом лирич. стихотворения Т. отличаются мелодичностью, внешней простотой и скупостью выразительных средств, цельностью и однонаправленностью лирич. эмоции. Многие из них (св. 70) были положены на музыку и стали популярными романсами.
Особое место в поэзии Т. занимают историч. баллады, по большей части написанные в кон. 1860-х – нач. 1870-х гг. В них развёрнута романтич. концепция рус. истории, в которой роль «золотого века» отведена Древней Руси, когда, по Т., рыцарская доблесть соединялась с милосердием, независимость – с открытостью Европе («Песня о походе Владимира на Корсунь», 1869, «Роман Галицкий», 1870, и др.), а роль историч. излома – эпохе Ивана Грозного, когда лучшие люди были уничтожены и в обычай вошли тирания, холопство и нац. замкнутость («Василий Шибанов», 1858, «Князь Михайло Репнин», 1867, и др.). В основе этой концепции – неприятие совр. действительности, которая представлялась Т. результатом поэтапной деградации рус. жизни от времён кн. Владимира до Петра I («Змей Тугарин», 1868). В его последних балладах («былинах») эпич. начало играет меньшую роль: образы прошлого являются предметом лирич. переживания («Илья Муромец», 1871; «Алёша Попович», 1872; «Садко», 1873). Современность для Т. в принципе была антипоэтич. реальностью, адекватный отклик на которую возможен лишь в сатирич. форме. При этом объектом сатиры оказывались не столько существующие гос. порядки, сколько амбиции реформаторов и либеральной общественности («Сон Попова», 1873, опубл. в 1878 в Берлине, в России – в 1882), утилитаризм новейших филос. теорий и в особенности т. н. нигилисты как результат обществ. «прогресса» («Поток-богатырь», 1871). В юмористич. форме историю России Т. изложил в стих. «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868, опубл. в 1883).
В поэмах Т. ведущей является религиозно-эстетич. проблематика: «Грешница» (1858), «Иоанн Дамаскин» (1859), «Дон Жуан» (1862). Поэма в терцинах «Дракон. Рассказ XII века. С итальянского» (1875) – оригинальное сочинение, стилизованное под «Божественную комедию» Данте, в котором Т. дал гротескный образ финала истории человечества, полной войн и раздоров.
Наибольший лит. успех и европ. признание при жизни получила драматич. трилогия Т., посвящённая проблеме власти: «Смерть Иоанна Грозного» (1866, пост. в 1867), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868, пост. в 1898) и «Царь Борис» (1870, пост. в 1881), сквозным персонажем которой является Борис Годунов. Ход истории в трилогии выглядит роковым и почти независящим от человеческой воли; интриганы, идущие «окольными путями», в итоге терпят поражение, так же как и благородные приверженцы «прямых путей». Яркость историч. колорита и напряжённость драматич. действия в трагедиях Т. способствовали их сценич. успеху. Трагедия «Царь Фёдор Иоаннович», запрещённая при жизни Т., стала в 1898 первой постановкой Моск. Худож. театра.