АРИО́СТО
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРИО́СТО (Ariosto) Лудовико (8.9.1474, Реджо-Эмилия – 6.7.1533, Феррара), итал. поэт и драматург. Из дворянской семьи. В 1489–94 А. учился в Феррарском ун-те. В 1503 вошёл в штат кардинала Ипполито д’Эсте с обязанностями придворной и дипломатич. службы (cреди наиболее ответственных миссий – пять посольств к папе Юлию II в 1509–1510). С апр. 1518 на службе у феррарского герцога Альфонса I. Выполнял дипломатич. и адм. поручения, руководил организацией придворных театральных постановок. Семь сатир А. (1517–1525), написанных в подражание Горацию, рисуют несколько стилизованный образ поэта, бегущего толпы, довольствующегося малым, превыше всего ценящего дружбу и культурный досуг. С юных лет А. интересовался театром, написал пять комедий: «Комедия о сундуке» («La Cassaria», 1508), «Подменённые» («I Suppositi», 1509), «Чернокнижник» («Il Negromante», 1520), «Лена» («La Lena», 1528), «Студенты» («I Studenti», не закончена) – две первые в прозе (в конце жизни А. переложил их в стихи), остальные в стихах. Комедии А. завершают процесс гуманистич. рецепции античной драматургии и открывают эпоху «правильной», или «учёной», комедии.
Наиболее известное произведение А. – поэма в октавах «Неистовый Орландо» («Orlando Furioso»; три прижизненных изд. в 1516, 1521 и 1532; два первых – в 40 песнях, последнее – в 46). В сюжетном плане «Неистовый Орландо» является продолжением поэмы М. Боярдо «Влюблённый Орландо» и входит, т. о., в каролингский цикл рыцарского романа, используя его традиц. темы (борьба христиан с сарацинами) и традиц. персонажей (Карл Великий, Орландо – Роланд, Ринальдо – Рено, Оливьер, Марсилий и др.), к которым добавляются введённые М. Боярдо и самим А. «Неистовый Орландо» – произведение сложного и многосоставного действия, которое лишь формально группируется вокруг очередного сарацинского нашествия на Францию под предводительством афр. царя Аграманта. К рассказу о битвах под Парижем, об отступлении сарацин в Арль, об их бегстве из Франции, о падении их столицы Бизерты и о гибели Аграманта прибавляются многочисленные, вполне самостоятельные сюжетные линии, образующие сложную систему, чьё равновесие поддерживается их последовательно выдержанным параллелизмом и оппозицией (влюблённость Орландо в катайскую принцессу Анджелику, его безумие и сверхъестественное излечение; любовь девы-воительницы Брадаманты и сарацинского рыцаря Руджеро; феерический полёт рыцаря-авантюриста Астольфо на крылатом коне в Земной рай, а затем – вместе с Иоанном Евангелистом – на Луну, где он находит потерянный разум Орландо). Поэма сочетает в себе элементы героич. эпоса, рыцарского романа, волшебной сказки, комедии, новеллы; её интонационный спектр колеблется от патетики до комизма (никогда, однако, не переходящего в чистый бурлеск). Рельефно выраженная роль авторской инстанции (смена интонаций и ритма, чередование эпизодов) сочетается с подчёркнуто отстранённым отношением автора к происходящему. В Италии, начиная с сер. 16 в., творчество А. становится предметом теоретич. осмысления, в ходе которого впервые формулируется эстетика романа как жанра. Вся европ. эпика 16 – нач. 19 вв., за исключением героической, испытала прямое или косвенное влияние «Неистового Орландо»; среди наиболее известных произведений, созданных в рамках ариостовской традиции, – «Королева фей» Э. Спенсера (1590–96) и «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина (1820; А. С. Пушкин перевёл также эпизод с потерей рассудка заглавным героем).