Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРИО́СТО

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 211-212

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Андреев
Лудовико Ариосто. Предполагаемый портрет поэта (работы Тициана). 1511. Национальная галерея (Лондон).

АРИО́СТО (Ariosto) Лу­до­ви­ко (8.9.1474, Ред­жо-Эми­лия – 6.7.1533, Фер­ра­ра), итал. по­эт и дра­ма­тург. Из дво­рян­ской се­мьи. В 1489–94 А. учил­ся в Фер­рар­ском ун-те. В 1503 во­шёл в штат кар­дина­ла Ип­по­ли­то д’Эсте с обя­зан­но­стя­ми при­двор­ной и ди­пло­ма­тич. служ­бы (cре­ди наи­бо­лее от­вет­ст­вен­ных мис­сий – пять по­сольств к па­пе Юлию II в 1509–1510). С апр. 1518 на служ­бе у фер­рар­ско­го гер­цо­га Аль­фон­са I. Вы­пол­нял ди­пло­ма­тич. и адм. по­ру­че­ния, ру­ко­во­дил ор­га­ни­за­ци­ей при­двор­ных те­ат­раль­ных по­ста­но­вок. Семь са­тир А. (1517–1525), на­пи­сан­ных в под­ра­жа­ние Го­ра­цию, ри­су­ют не­сколь­ко сти­ли­зо­ван­ный об­раз по­эта, бе­гу­ще­го тол­пы, до­воль­ствую­ще­го­ся ма­лым, пре­вы­ше все­го це­ня­ще­го друж­бу и куль­тур­ный до­суг. С юных лет А. ин­те­ре­со­вал­ся те­ат­ром, на­пи­сал пять ко­ме­дий: «Ко­ме­дия о сун­ду­ке» («La Cas­saria», 1508), «Под­ме­нён­ные» («I Sup­po­siti», 1509), «Чер­но­книж­ник» («Il Ne­gro­mante», 1520), «Ле­на» («La Lena», 1528), «Сту­ден­ты» («I Stu­denti», не за­кон­че­на) – две пер­вые в про­зе (в кон­це жиз­ни А. пе­ре­ло­жил их в сти­хи), ос­таль­ные в сти­хах. Ко­ме­дии А. за­вер­ша­ют про­цесс гу­ма­ни­стич. ре­цеп­ции ан­тич­ной дра­ма­тур­гии и от­кры­ва­ют эпо­ху «пра­виль­ной», или «учёной», ко­ме­дии.

Наи­бо­лее из­вест­ное про­из­ве­де­ние А. – по­эма в ок­та­вах «Не­ис­то­вый Ор­лан­до» («Or­lando Fu­rioso»; три при­жиз­нен­ных изд. в 1516, 1521 и 1532; два пер­вых – в 40 пес­нях, по­след­нее – в 46). В сю­жет­ном пла­не «Не­ис­то­вый Ор­лан­до» яв­ля­ет­ся про­дол­же­ни­ем по­эмы М. Бо­яр­до «Влюб­лён­ный Ор­лан­до» и вхо­дит, т. о., в ка­ро­линг­ский цикл ры­царско­го ро­ма­на, ис­поль­зуя его тра­диц. те­мы (борь­ба хри­сти­ан с са­ра­ци­нами) и тра­диц. пер­со­на­жей (Карл Ве­ли­кий, Ор­лан­до – Ро­ланд, Ри­наль­до – Ре­но, Оливь­ер, Мар­си­лий и др.), к ко­то­рым до­бав­ля­ют­ся вве­дён­ные М. Бо­яр­до и са­мим А. «Не­ис­то­вый Ор­лан­до» – про­из­ве­де­ние слож­но­го и мно­го­со­став­ного дей­ст­вия, ко­торое лишь фор­маль­но груп­пи­ру­ет­ся во­круг оче­ред­но­го са­ра­цин­ско­го на­ше­ст­вия на Фран­цию под пред­води­тель­ством афр. ца­ря Аг­ра­ман­та. К рас­ска­зу о бит­вах под Па­ри­жем, об от­сту­п­ле­нии са­ра­цин в Арль, об их бег­ст­ве из Фран­ции, о па­де­нии их сто­ли­цы Би­зерты и о ги­бе­ли Аг­ра­ман­та при­бав­ля­ют­ся мно­го­чис­лен­ные, впол­не са­мо­стоя­тель­ные сю­жет­ные ли­нии, об­ра­зую­щие слож­ную сис­те­му, чьё рав­нове­сие под­дер­жи­ва­ет­ся их по­сле­до­ва­тель­но вы­дер­жан­ным па­рал­ле­лиз­мом и оп­по­зи­ци­ей (влюб­лён­ность Ор­лан­до в ка­тай­скую прин­цес­су Анд­же­ли­ку, его бе­зу­мие и сверхъ­ес­те­ст­вен­ное из­ле­че­ние; лю­бовь де­вы-вои­тель­ни­цы Бра­да­ман­ты и са­ра­цин­ско­го ры­ца­ря Руд­же­ро; фее­ри­че­ский по­лёт ры­ца­ря-аван­тю­ри­ста Ас­толь­фо на кры­ла­том ко­не в Зем­ной рай, а за­тем – вме­сте с Ио­ан­ном Еван­ге­ли­стом – на Лу­ну, где он на­хо­дит по­те­рян­ный ра­зум Ор­лан­до). По­эма со­че­та­ет в се­бе эле­мен­ты ге­ро­ич. эпо­са, ры­цар­ско­го ро­ма­на, вол­шеб­ной сказ­ки, ко­ме­дии, но­вел­лы; её ин­то­на­ци­он­ный спектр ко­леб­лет­ся от па­те­ти­ки до ко­миз­ма (ни­ко­гда, од­на­ко, не пе­ре­хо­дя­ще­го в чис­тый бур­леск). Рель­еф­но вы­ра­жен­ная роль ав­тор­ской ин­стан­ции (сме­на ин­то­на­ций и рит­ма, че­ре­до­ва­ние эпи­зо­дов) со­че­та­ет­ся с под­чёрк­ну­то от­стра­нён­ным от­но­ше­ни­ем ав­то­ра к про­ис­хо­дя­ще­му. В Ита­лии, на­чи­ная с сер. 16 в., твор­че­ст­во А. ста­но­вит­ся пред­ме­том тео­ре­тич. ос­мыс­ле­ния, в хо­де ко­то­ро­го впер­вые фор­му­ли­ру­ет­ся эс­те­ти­ка ро­ма­на как жан­ра. Вся ев­роп. эпи­ка 16 – нач. 19 вв., за ис­клю­че­ни­ем ге­рои­че­ской, ис­пы­та­ла пря­мое или кос­вен­ное влия­ние «Не­ис­то­во­го Ор­лан­до»; сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных про­из­ве­де­ний, соз­дан­ных в рам­ках арио­стов­ской тра­ди­ции, – «Ко­ро­ле­ва фей» Э. Спен­се­ра (1590–96) и «Рус­лан и Люд­ми­ла» А. С. Пуш­ки­на (1820; А. С. Пуш­кин пе­ре­вёл так­же эпи­зод с по­те­рей рас­суд­ка за­глав­ным ге­ро­ем).

Соч.: Не­ис­то­вый Ро­ланд / Пер. сво­бод­ным сти­хом М. Л. Гас­па­ро­ва. Изд. под­го­то­ви­ли М. Л. Ан­д­ре­ев, Р. М. Го­ро­хо­ва, Н. П. Под­зем­ская. М., 1993. Т. 1–2.

Лит.: Ra­jna P. Fonti dell’Or­lando Fu­rioso. 2 ed. Firenze, 1900; Croce B. Ariosto, Shake­speare e Corneille. 2 ed. Bari, 1929; Beer M. Ro­manzi di cavalle­ria: Il «Fu­rioso» e il ro­manzo ital­iano del primo Cinque­cento. Roma, 1987; Бат­кин Л. М. «Не­ис­то­вый Ор­лан­до»: мир как при­клю­че­ние // Бат­кин Л. М. Италь­ян­ское Воз­ро­ж­де­ние в по­ис­ках ин­ди­ви­ду­аль­но­сти. М., 1989; Zatti S. Il Fu­rioso tra epos e ro­manzo. Lucca, 1990; Ан­д­ре­ев М. Л. «Не­ис­то­вый Ор­лан­до» // Ан­д­ре­ев М. Л. Ры­цар­ский ро­ман в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния. М., 1993; Mor­etti W. Ariosto nar­ra­tore e la sua scu­ola. Bo­lo­gna, 1993; Jossa S. La fan­ta­sia e la memo­ria: In­tert­es­tu­alità ariost­esche. Na­poli, 1996.

Вернуться к началу