ТИ́РСО ДЕ МОЛИ́НА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТИ́РСО ДЕ МОЛИ́НА (Tirso de Molina) (псевд.; наст. имя и фам. Габриель Тельес, Téllez) [24.3.1579, Мадрид – 12.3.1648 (по некоторым данным, не позднее 20.2.1648), мон. Альмасан, Сория], исп. драматург. Родился в обедневшей дворянской семье. Предположительно слушал лекции в Ун-те Алькала-де-Энарес. В 1600 или 1601 вступил в орден мерседариев, в 1600 (по др. сведениям, в 1601) принял монашеский постриг в Гвадалахаре. Пресвитер и викарий в Сории (1608). В 1611–16 жил в Толедо. В 1616, сопровождая верховного викария ордена, совершил путешествие на о. Сан-Доминго, где проповедовал и читал лекции по теологии. В 1618 вернулся в Испанию, в 1620 в Мадриде вошёл в круг Лопе Ф. де Веги Карпьо, оказавшего значит. влияние на формирование его творч. манеры. В 1625 по решению церковных властей временно выслан из Мадрида. Историограф ордена мерседариев (1632); магистр богословия (1639). Как драматург получил известность с 1606. Первым опубликованным произведением стала кн. «Толедские виллы» («Cigarrales de Toledo», 1621; рус. пер. 1972), включившая стихотворения, новеллы и драмы. Обширное лит. наследие Т. де М., одного из самых ярких представителей исп. лит-ры барокко, сохранилось лишь частично. Наибольшую известность снискали пьесы, оказавшие значит. влияние на развитие исп. драматургии; до наших дней дошли св. 80 комедий и 5 ауто (по собств. признаниям Т. де М., он написал св. 400 пьес). Пьесы Т. де М. на религ., бытовые, мифологич. и историч. сюжеты отличают динамизм действия, внимание к мелким деталям, развлекательность и дидактич. характер, а также острый юмор, иногда переходящий в сатиру: «Благочестивая Марта» («Marta la piadosa», 1615, изд. в 1636; рус. пер. 1878), «Дон Хиль Зелёные штаны» («Don Gil de las calzas verdes», не позднее 1615; рус. пер. 1923), «Антона Гарсия» («Antona Garcia», 1622) и др. Т. де М. во многом развивал эстетич. принципы Лопе Ф. де Веги Карпьо (смешение трагического и комического, отказ от трёх единств теории, обращение к стихотв. форме), однако значительно усилил интригу (с помощью разнообразных приёмов, в т. ч. переодеваний, неожиданных открытий в биографии героев, введения посторонних фабульных линий и др.) и психологич. разработку характеров (в т. ч. самостоят., сильных женщин). В затрагивающей проблемы свободы воли и предопределения пьесе «Осуждённый за недостаток веры» («El condenado por desconfiado», не позднее 1625, изд. в 1635; рус. пер. 1935) Т. де М. выступил как мастер социально-филос. драмы, отразивший противоречия «золотого века» исп. культуры, в которой сочетались материалистич. установки Позднего Возрождения и идеалы Контрреформации. Наибольшую известность снискала драма «Севильский озорник, или Каменный гость» («El burlador de Sevilla y combidado de piedra», не позднее 1620, изд. в 1630; рус. пер. 1890), ставшая первой лит. обработкой легенды о Дон Жуане. Среди др. произведений – стихотворения в духе гонгоризма, историч. сочинения. На рус. язык сочинения Т. де М. переводились с 1870-х гг.