Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОН ЖУА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 258

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ДОН ЖУА́Н (Дон Ху­ан), пер­со­наж мн. про­из­ве­де­ний ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва. Об­раз ге­роя-лю­бов­ни­ка, го­то­во­го ра­ди эро­тич. удо­воль­ст­вий пре­зреть нор­мы ре­ли­гии и об­ществ. мо­ра­ли, вос­хо­дит к исп. хро­ни­кам 14 в., по­ве­ст­вую­щим о До­не Хуа­не Те­но­рио, ко­то­рый по­сле це­ло­го ря­да зло­дея­ний убил от­ца обес­че­щен­ной им де­вуш­ки и ос­к­вер­нил его па­мят­ник, за что был низ­верг­нут в ад. Ср.-век. ле­ген­да о Д. Ж. по­лу­чи­ла по­пу­ляр­ность в 17 в.; пер­вой её лит. об­ра­бот­кой ста­ла нра­во­учит. пье­са исп. дра­ма­тур­га Тир­со де Мо­ли­ны «Се­виль­ский озор­ник, или Ка­мен­ный гость» (1630). Сю­жет при­об­рёл ши­ро­кую из­вест­ность в Ита­лии (ко­ме­дии дель ар­те, пье­сы: О. Джи­ли­бер­ти, 1652, А. Чи­конь­и­ни, ок. 1650), во Фран­ции (пье­са П. Кор­не­ля, 1677, и др.), в Анг­лии (пье­са Т. Ше­ду­эл­ла, 1676). В ко­ме­дии «Дон Жу­ан, или Ка­мен­ный пир» Моль­е­ра (1665) рас­пу­щен­ность Д. Ж. бы­ла со­от­не­се­на с его ми­ро­воз­зренч. ус­та­нов­ка­ми: не­вер­ность трак­то­ва­лась как бес­ко­неч­ный по­иск идеа­ла, стрем­ле­ние к по­сто­ян­но­му об­нов­ле­нию; раз­врат и ци­низм ото­жде­ст­в­ля­лись с га­лант­но­стью и воль­но­дум­ст­вом, а сам ге­рой пре­вра­тил­ся в апо­ло­ге­та ра­цио­на­ли­стич. фи­ло­со­фии. В 18 в. поя­ви­лись ба­ле­ты (К. В. Глюк, 1761) и опе­ры (Дж. Аль­бер­ти­ни, 1783; Дж. Гац­ца­ни­га, 1787) на сю­жет о Д. Ж. В опе­ре В. А. Мо­цар­та «Дон Жу­ан» (1787, либр. Л. Да Пон­те) Д. Ж. был изо­бра­жён как ге­до­нист и бун­тарь про­тив бо­же­ст­вен­ных за­ко­нов и хан­же­ской мо­ра­ли. Мо­тив бун­тар­ст­ва Д. Ж. был раз­вит ро­ман­ти­ка­ми: Э. Т. А. Гоф­ма­ном (но­вел­ла «Дон Жу­ан», 1814), Дж. Бай­ро­ном (по­эма «Дон Жу­ан», 1819–23), К. Д. Граб­бе (дра­ма «Дон Жу­ан и Фа­уст», 1829), Н. Ле­нау (по­эма «Дон Жу­ан», 1844) и др. К сю­же­ту о Д. Ж. об­ра­ща­лись П. Ме­ри­ме (но­вел­ла «Ду­ши чис­ти­ли­ща», 1834), А. Дю­ма-­отец («Дон Жу­ан де Ма­ра­нья, или Па­де­ние ан­ге­ла», 1836), Ш. Бод­лер («Дон Жу­ан в аду», 1857), Ж. Бар­бе д’Оревильи (но­вел­ла «Са­мая пре­крас­ная лю­бовь Дон Жуа­на», 1874), М. Фриш (пье­са «Дон Жу­ан, или Лю­бовь к гео­мет­рии», 1953) и мн. др.; в рус. лит-ре – А. С. Пуш­кин (тра­ге­дия «Ка­мен­ный гость», 1830, опе­ра А. С. Дар­го­мыж­ско­го, пост. в 1872), А. К. Тол­стой (по­эма «Дон Жу­ан», 1859), А. А. Блок (стих. «Ша­ги ко­ман­до­ра», 1912), В. Я. Брю­сов, Н. С. Гу­ми­лёв, М. И. Цве­тае­ва, А. И. Ах­ма­то­ва, И. Се­ве­ря­нин и др. Ле­ген­да о Д. Ж. ста­ла те­мой жи­вопи­си (в Рос­сии – И. Е. Ре­пин, В. А. Фа­вор­ский и др.), од­ним из са­мых по­пу­ляр­ных сю­же­тов ки­не­ма­то­гра­фа, пред­ме­том ис­сле­до­ва­ния в пси­хо­ана­ли­зе.

Лит.: Ве­се­лов­ский А. Ле­ген­да о Дон Жуа­не // Се­вер­ный вест­ник. 1887. № 1; Бра­ун Е. Г. Ли­те­ра­тур­ная ис­то­рия ти­па Дон Жуа­на. СПб., 1889; Weinstein L. The metamor­phoses of Don Juan. N. Y., 1978; Biet Ch. Don Juan: mille et trois récits d’un mythe. P., 1998; Yokota-Murakami T. Don Juan East-West: on the problematics of comparative literature. Al­bany, 1998; Curi U. Filosofia del Don Gio­van­ni: alle origini di un mito moderno. Mil., 2002; Davies A. The metamorphoses of Don Juan’s women: early parity to late modern pathology. Lewiston, 2004.

Вернуться к началу