ДОН ЖУА́Н
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОН ЖУА́Н (Дон Хуан), персонаж мн. произведений мировой литературы и искусства. Образ героя-любовника, готового ради эротич. удовольствий презреть нормы религии и обществ. морали, восходит к исп. хроникам 14 в., повествующим о Доне Хуане Тенорио, который после целого ряда злодеяний убил отца обесчещенной им девушки и осквернил его памятник, за что был низвергнут в ад. Ср.-век. легенда о Д. Ж. получила популярность в 17 в.; первой её лит. обработкой стала нравоучит. пьеса исп. драматурга Тирсо де Молины «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630). Сюжет приобрёл широкую известность в Италии (комедии дель арте, пьесы: О. Джилиберти, 1652, А. Чиконьини, ок. 1650), во Франции (пьеса П. Корнеля, 1677, и др.), в Англии (пьеса Т. Шедуэлла, 1676). В комедии «Дон Жуан, или Каменный пир» Мольера (1665) распущенность Д. Ж. была соотнесена с его мировоззренч. установками: неверность трактовалась как бесконечный поиск идеала, стремление к постоянному обновлению; разврат и цинизм отождествлялись с галантностью и вольнодумством, а сам герой превратился в апологета рационалистич. философии. В 18 в. появились балеты (К. В. Глюк, 1761) и оперы (Дж. Альбертини, 1783; Дж. Гаццанига, 1787) на сюжет о Д. Ж. В опере В. А. Моцарта «Дон Жуан» (1787, либр. Л. Да Понте) Д. Ж. был изображён как гедонист и бунтарь против божественных законов и ханжеской морали. Мотив бунтарства Д. Ж. был развит романтиками: Э. Т. А. Гофманом (новелла «Дон Жуан», 1814), Дж. Байроном (поэма «Дон Жуан», 1819–23), К. Д. Граббе (драма «Дон Жуан и Фауст», 1829), Н. Ленау (поэма «Дон Жуан», 1844) и др. К сюжету о Д. Ж. обращались П. Мериме (новелла «Души чистилища», 1834), А. Дюма-отец («Дон Жуан де Маранья, или Падение ангела», 1836), Ш. Бодлер («Дон Жуан в аду», 1857), Ж. Барбе д’Оревильи (новелла «Самая прекрасная любовь Дон Жуана», 1874), М. Фриш (пьеса «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», 1953) и мн. др.; в рус. лит-ре – А. С. Пушкин (трагедия «Каменный гость», 1830, опера А. С. Даргомыжского, пост. в 1872), А. К. Толстой (поэма «Дон Жуан», 1859), А. А. Блок (стих. «Шаги командора», 1912), В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилёв, М. И. Цветаева, А. И. Ахматова, И. Северянин и др. Легенда о Д. Ж. стала темой живописи (в России – И. Е. Репин, В. А. Фаворский и др.), одним из самых популярных сюжетов кинематографа, предметом исследования в психоанализе.