Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДА ПО́НТЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 321

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Булычёва
Л. Да Понте. Портрет работы неизвестного художника. Архив Венской государственной оперы.

ДА ПО́НТЕ (Da Ponte) Ло­рен­цо (наст. имя и фам. Эм­ма­ну­эле Ко­нель­я­но, Co­neg­liano) (10.3.1749, Че­не­да, ны­не Вит­то­рио-Ве­не­то, обл. Ве­не­ция – 17.8.1838, Нью-Йорк), итал. либ­рет­тист. Ро­дил­ся в евр. се­мье, но­вое имя по­лу­чил в 1763 при кре­ще­нии. В юно­сти го­то­вил­ся к ду­хов­ной карь­е­ре (в 1773 при­нял сан аб­ба­та). В 1779 из­гнан из Ве­не­ции за ли­бе­раль­ные взгля­ды и об­раз жиз­ни (под­ра­жал сво­ему ку­ми­ру Дж. Дж. Ка­за­но­ве). В 1780 жил в Дрез­де­не, где пи­сал либ­рет­то в со­ав­тор­ст­ве с К. Мац­цо­лой. С 1781 жил в Ве­не, где за­слу­жил бла­го­склон­ность Иоси­фа II, с 1783 при­двор­ный по­эт. С дея­тель­но­стью Д. П. в Ве­не свя­зан рас­цвет опе­ры-буф­фа, в 1783–90 он соз­дал в этом жан­ре 22 либ­рет­то, в т. ч. опер «Ред­кая вещь» В. Мар­тин-и-Со­ле­ра, «Свадь­ба Фи­га­ро», «Дон Жу­ан», «Так по­сту­па­ют все жен­щи­ны» В. А. Мо­цар­та, «Бо­гач на день» А. Саль­е­ри (боль­шин­ст­во – об­ра­бот­ки дра­ма­тич. про­из­ве­де­ний или либ­рет­то др. ав­то­ров). Им свой­ст­вен­ны бле­стя­щая ко­ме­дий­ность в со­че­та­нии с серь­ёз­но­стью про­бле­ма­ти­ки, ис­кус­ное по­строе­ние ин­три­ги (осо­бен­но в фи­на­лах), эро­тич. мо­ти­вы, лёг­кость и ост­ро­умие лит. сти­ля, вир­ту­оз­ная по­этич. тех­ни­ка. В 1791 сме­щён Ле­о­поль­дом II со сво­его по­ста, в 1792 уе­хал в Па­риж, за­тем в Лон­дон, где ра­бо­тал в Ко­ро­лев­ском те­ат­ре и в 1794–1804 соз­дал ещё 25 либ­рет­то для Мар­тин-и-Со­ле­ра, П. Вин­те­ра, Д. Чи­ма­ро­зы и др. В 1805 вслед­ст­вие фи­нан­со­вых не­удач те­ат­ра уе­хал в Аме­ри­ку и за­нял­ся тор­гов­лей. В 1819 окон­ча­тель­но по­се­лил­ся в Нью-Йор­ке, по­след­ние го­ды пре­по­да­вал итал. яз. в Ко­лум­бий­ском ун-те. Ин­те­рес­ны, но не­безу­преч­ны с точ­ки зре­ния фак­то­ло­гии его ме­муа­ры (1823–27).

Соч.: Memorie ... Mil., 1971.

Лит.: Hodges S. L. da Ponte: the life and times of Mozart's librettist. L., 1985; Аберт Г. В. А. Мо­царт. М., 1990. Ч. 2. Кн. 1–2.

Вернуться к началу