Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФАЙЮ́МСКИЕ ПОРТРЕ́ТЫ

ГМИИ им. А.С. Пушкина Файюмский портрет. Портрет юноши в золотом венке. Дерево, энкаустика. 1-я пол. 2 в. н. э. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва).

ФАЙЮ́МСКИЕ ПОРТРЕ́ТЫ (фа­юм­ские порт­ре­ты), за­упо­кой­ные жи­во­пис­ные порт­ре­ты в Древ­нем Егип­те в кон. 1 в. до н. э. – 4 в. н. э. На­зва­ны по мес­ту пер­вой круп­ной на­ход­ки (1887) в нек­ро­по­ле оа­зи­са Фай­юм, рас­по­ло­жен­но­го к юго-за­па­ду от Каи­ра. Встре­ча­ют­ся на тер­ри­то­рии все­го Егип­та – от дель­ты Ни­ла до Ну­бии. Пи­са­лись на дос­ках в тех­ни­ках эн­кау­сти­ки (см. илл. к ст. Вос­ко­вая жи­во­пись), тем­пе­ры или с ис­поль­зо­ва­ни­ем обе­их тех­ник, встав­ля­лись за­тем в бин­ты му­мии на мес­те ли­ца (не­ко­то­рые порт­ре­ты на­пи­са­ны не­по­сред­ст­вен­но на этих бин­тах). Ис­поль­зо­ва­лись на­ря­ду с за­упо­кой­ны­ми мас­ка­ми и вы­пол­ня­ли ту же функ­цию; по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние в гре­ко-егип. сре­де под рим. влия­ни­ем. Тра­диц. на­ту­ро­по­до­бие та­ко­го порт­ре­та и его кон­цеп­ция об­раза (от­ра­жаю­щая мо­мент встре­чи усоп­ше­го с по­тус­то­рон­ним) дос­ти­гает­ся ил­лю­зио­ни­стич. жи­во­пис­ны­ми сред­ст­ва­ми (эле­мен­ты пер­спек­ти­вы, бли­ки и т. д.). Круп­ные со­б­ра­ния Ф. п. – в Еги­пет­ском му­зее (Ка­ир), Бри­тан­ском му­зее (Лон­дон), Гос. му­зе­ях Бер­ли­на, в Лув­ре (Па­риж), ГМИИ, Эр­ми­та­же (С.-Пе­тер­бург).

Лит.: Фа­юм­ский порт­рет. М., 1965; Augen­blicke: Mumienporträts und ägyptische Grab­kunst aus römischer Zeit / Hrsg. K. Parlasca, H. See­mann. Münch, 1999; Ancient faces: Mummy portraits from Roman Egypt. L., 2000.

Вернуться к началу