Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОСКОВА́Я ЖИ́ВОПИСЬ

Восковая живопись. «Два брата из Файюма». 2 в. Египетский музей (Каир).

ВОСКОВА́Я ЖИ́ВОПИСЬ, вид жи­во­пис­ной тех­ни­ки, при ко­то­рой свя­зую­щим крас­ки ве­ще­ст­вом яв­ля­ет­ся воск. Бла­года­ря его ма­лой хи­мич. ак­тив­но­сти и вла­го­устой­чи­во­сти про­из­ве­де­ния, вы­пол­нен­ные в тех­ни­ке В. ж., в те­че­ние мн. ве­ков со­хра­ня­ют пер­во­на­чаль­ную све­жесть цве­та, плот­ность и фак­ту­ру кра­соч­но­го слоя. В Древ­нем Егип­те с 14 в. до н. э. В. ж. слу­жи­ла для ок­ра­ски фа­са­дов хра­мов. В Древ­ней Гре­ции вос­ком по­кры­вались в де­ко­ра­тив­ных це­лях и ра­ди сохран­но­сти мра­мор­ные со­ору­же­ния и ста­туи [этот спо­соб на­зы­вал­ся га­но­сис (от греч. γάνωσις – ук­ра­ше­ние, от­дел­ка)]. В 5 в. до н. э. там же бы­ла соз­да­на тех­ни­ка эн­кау­сти­ки (от греч. ἑγϰαίω – на­гре­вать, вы­жи­гать), став­шая на ве­ка осн. ви­дом В. ж.: пред­ва­ри­тель­но ра­зо­гре­тые крас­ки (воск, смо­лы, мас­ло, пиг­мент) на­но­си­лись на по­дог­ре­тую ос­но­ву ки­стью и рас­ка­лён­ным брон­зо­вым ин­ст­ру­мен­том, по­сле че­го жи­во­пись оп­лав­ля­лась с по­мо­щью жа­ров­ни. Этим спо­со­бом поль­зо­ва­лись клас­си­ки др.-греч. жи­во­пи­си Зев­ксис и Пар­ра­сий из Эфе­са (5–4 вв. до н. э.). Эн­кау­сти­ка ча­ще все­го при­ме­ня­лась в стан­ко­вой жи­во­пи­си, а так­же в мо­ну­мен­таль­ных рос­пи­сях, там, где им уг­ро­жа­ло воз­дей­ст­вие сре­ды (на­руж­ные рос­пи­си, жи­во­пись в тер­мах). Фай­юм­ские порт­ре­ты (1 в. до н. э. – 4 в. н. э., Еги­пет) вы­пол­не­ны на де­рев. дос­ках, за­грун­то­ван­ных сме­сью вос­ка, смол и ма­сел; тех­ни­ка эн­кау­сти­ки в них по­сте­пен­но вы­тес­ня­лась «хо­лод­ным спо­со­бом» (вос­ко­вы­ми крас­ка­ми на ски­пи­да­ре) и вос­ко­вой тем­пе­рой (эмуль­си­ей с при­ме­сью ле­ту­чих ма­сел). По срав­не­нию с эн­кау­сти­кой хо­лод­ный спо­соб и спо­соб пись­ма вос­ко­вой тем­пе­рой обес­пе­чи­ва­ют мень­шую проч­ность, но тех­но­ло­ги­че­ски ме­нее слож­ны и при­бли­жа­ют­ся к обыч­ной жи­во­пи­си. Вос­ко­вые крас­ки в этом слу­чае раз­во­дят­ся уле­ту­чи­ваю­щи­ми­ся рас­тво­ри­те­ля­ми, вся ра­бо­та ве­дёт­ся кис­тя­ми, на­гре­ва­ние кра­соч­но­го слоя про­из­во­дит­ся лишь в кон­це. Ту же тех­ни­че­скую эво­лю­цию про­шли ви­зант. ико­ны в 6–12 вв. В 20 в. В. ж. при­ме­ня­ет­ся гл. обр. при рес­тав­ра­ции жи­во­пи­си – для ук­ре­п­ле­ния кра­соч­но­го слоя и вос­пол­не­ния его ут­рат. Есть так­же опы­ты при­ме­не­ния В. ж. как в мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ных рос­пи­сях, так и в стан­ко­вых кар­ти­нах. Важ­ной осо­бен­но­стью В. ж. яв­ля­ет­ся воз­мож­ность пи­сать на раз­ных ос­но­вах: хол­сте, мра­мо­ре, це­мен­те, де­ре­ве.

Вернуться к началу