ВОСКОВА́Я ЖИ́ВОПИСЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОСКОВА́Я ЖИ́ВОПИСЬ, вид живописной техники, при которой связующим краски веществом является воск. Благодаря его малой химич. активности и влагоустойчивости произведения, выполненные в технике В. ж., в течение мн. веков сохраняют первоначальную свежесть цвета, плотность и фактуру красочного слоя. В Древнем Египте с 14 в. до н. э. В. ж. служила для окраски фасадов храмов. В Древней Греции воском покрывались в декоративных целях и ради сохранности мраморные сооружения и статуи [этот способ назывался ганосис (от греч. γάνωσις – украшение, отделка)]. В 5 в. до н. э. там же была создана техника энкаустики (от греч. ἑγϰαίω – нагревать, выжигать), ставшая на века осн. видом В. ж.: предварительно разогретые краски (воск, смолы, масло, пигмент) наносились на подогретую основу кистью и раскалённым бронзовым инструментом, после чего живопись оплавлялась с помощью жаровни. Этим способом пользовались классики др.-греч. живописи Зевксис и Паррасий из Эфеса (5–4 вв. до н. э.). Энкаустика чаще всего применялась в станковой живописи, а также в монументальных росписях, там, где им угрожало воздействие среды (наружные росписи, живопись в термах). Файюмские портреты (1 в. до н. э. – 4 в. н. э., Египет) выполнены на дерев. досках, загрунтованных смесью воска, смол и масел; техника энкаустики в них постепенно вытеснялась «холодным способом» (восковыми красками на скипидаре) и восковой темперой (эмульсией с примесью летучих масел). По сравнению с энкаустикой холодный способ и способ письма восковой темперой обеспечивают меньшую прочность, но технологически менее сложны и приближаются к обычной живописи. Восковые краски в этом случае разводятся улетучивающимися растворителями, вся работа ведётся кистями, нагревание красочного слоя производится лишь в конце. Ту же техническую эволюцию прошли визант. иконы в 6–12 вв. В 20 в. В. ж. применяется гл. обр. при реставрации живописи – для укрепления красочного слоя и восполнения его утрат. Есть также опыты применения В. ж. как в монументально-декоративных росписях, так и в станковых картинах. Важной особенностью В. ж. является возможность писать на разных основах: холсте, мраморе, цементе, дереве.