Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРРА́СИЙ ИЗ ЭФЕ́СА

ПАРРА́СИЙ ИЗ ЭФЕ́СА (Παρράσιος) (2-я пол. 5 в. – нач. 4 в. до н. э.), др.-греч. жи­во­пи­сец. Пред­по­ло­жи­тель­но ро­дом из Эфе­са. Учил­ся у сво­его от­ца Эве­но­ра. Ра­бо­тал в Афи­нах, Ко­рин­фе, в Лин­до­се на о. Ро­дос. Ра­бо­ты П. из Э. не со­хра­ни­лись. Све­де­ния о его жиз­ни и твор­чест­ве со­дер­жат­ся в сти­хотв. эпи­грам­ме, со­чи­не­ни­ях Пли­ния Стар­ше­го, Квин­ти­лиа­на, Пав­са­ния. П. из Э. счи­та­ют ав­то­ром ри­сун­ков для щи­та ста­туи Афи­ны Про­ма­хос на афин­ском Ак­ро­по­ле. Сре­ди его ра­бот упо­ми­на­ют­ся мно­го­числ. изо­бра­же­ния бо­гов и ге­ро­ев, идеа­ли­зи­ро­ван­ные порт­ре­ты, кар­ти­ны «Фи­лок­тет на Лем­но­се», «При­твор­ное бе­зу­мие Одис­сея», «Афин­ский де­мос», в ко­то­рых ху­дож­ник уде­лял осо­бое вни­ма­ние пе­ре­даче ду­шев­ных ка­честв. Лит. ис­точ­ни­ки вос­хва­ля­ют ил­лю­зио­низм жи­во­пи­си П. из Э., в ко­то­ром он со­пер­ни­чал с Зев­кси­сом. Его про­из­ве­де­ния це­ни­ли так­же за вы­ра­зит. кон­тур, ис­кус­но очер­чи­ваю­щий объ­ё­мы фи­гур и пе­ре­даю­щий плав­ный пе­ре­ход от ви­ди­мой сто­ро­ны те­ла к не­ви­ди­мой, сим­мет­рию и про­пор­ции, близ­кие к «Ка­но­ну» По­ли­кле­та. Ви­зу­аль­ные ка­че­ст­ва жи­во­пи­си П. от­час­ти ре­кон­ст­руи­ру­ют­ся бла­го­да­ря ва­зо­пи­си то­го вре­ме­ни.

Лит.: Чу­бо­ва А. П., Ива­но­ва А. П. Ан­тич­ная жи­во­пись. М., 1966; Robertson M. A history of Greek art. L., 1975. Vol. 1–2; Moreno P. Pittura greca: da Polignoto ad Apelle. Mil., 1987; Koch N. Techne und Erfindung in der klassischen Malerei: eine terminologische Un­ter­suchung. Münch., 2000.

Вернуться к началу