КАТАКО́МБНАЯ КУЛЬТУ́РА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАТАКО́МБНАЯ КУЛЬТУ́РА (катакомбная культурно-историческая общность), группа археологич. культур среднего периода бронзового века, распространённых от побережья Чёрного и Каспийского (до предположительной береговой линии того времени) морей, Кавказского хребта и Крымских гор на юге до границы лесостепи на севере, от Волги на востоке до р. Прут и устья Дуная на западе. Наибольшая концентрация памятников на Нижнем Днепре, в долинах Дона и Северского Донца, в Приазовье, Предкавказье. Единичные памятники и находки встречаются до Приуралья, Трансильвании, Верхнего Дона и Ср. Суры (ныне Липецкая и Пензенская области). Традиц. дата на основе историч. и культурных параллелей, конвенционных радиокарбонных датировок – от кон. 3-го до сер. 2-го тыс. до н. э.; после введения калибровочных поправок в радиоуглеродных методах датирования – 28–22 вв. до н. э. Выделена в 1905 В. А. Городцовым как самостоят. группа памятников и особый культурно-исторический феномен, названный им по характерной конструкции погребальных сооружений – катакомбе под курганом.
Осн. тип памятников – курганные могильники, использовались и насыпи предшествующих культур. Погребения, скорченные на боку, реже вытянутые; помещались в камерах катакомб, которые часто располагались кольцом по окружности кургана (вероятно, повторяли структуру стойбищ из поставленных кругом кибиток). Нередко сопровождались жертвенниками (черепа и подложенные под них конечности мелкого и крупного рогатого скота), дерев. повозками на сплошных дисковидных колёсах, богато орнаментированной лепной глиняной посудой, сверлёными каменными топорами и булавами, бронзовыми (ножи, шилья, тёсла, долота) и каменными (песты, тёрочники, скребки) орудиями, бронзовыми и костяными украшениями и культовыми предметами (молоточковидные и стержневидные булавки, височные кольца, бусы и др.). К числу отличит. черт К. к. также относятся: чаши-курильницы на ножках или подставках, украшенные шнуровым, прочерченным и штампованным орнаментом в виде крестообразных или многолучевых композиций; обычай прижизненной искусственной деформации черепов; вторичные погребения; использование глиняных погребальных масок, формовавшихся на черепах, очищенных от мягких тканей. В долинах крупных рек (Юж. Буг, Днепр, Дон) и в лесостепи известны стоянки на низких речных террасах и посёлки на высоких, естественно защищённых мысах с небольшими грунтовыми могильниками при них. В основе хозяйства – полукочевое скотоводство. Очаги металлообработки К. к. являлись стержневыми в системе Циркумпонтийской металлургической провинции. Использовались мышьяковые, реже оловянистые бронзы. Погребения литейщиков (сопровождались тиглями, льячками, комплектами глиняных форм для отливки орудий) свидетельствуют об их высоком социальном ранге. Украшения изготавливали литьём по утраченной восковой модели.
В совр. исследованиях выделяют наиболее раннюю «раннекатакомбную» культуру (преддонецкую К. к.), на основе которой формировались локальные К. к. развитого и позднего этапов катакомбной общности: донецкая К. к. (показательны погребения, скорченные на правом боку, шнуровой орнамент на посуде, кубковые формы керамики), западно- и восточноманычская К. к. (скорченные соответственно на правом и левом боку погребения; курильницы; реповидные тарные сосуды), среднедонская К. к. (есть погребения в катакомбах-подбоях; рельефная валиковая орнаментация посуды), волго-донская К. к. (катакомбы-подбои; керамика с ёлочно-гребенчатой орнаментацией), азово-днепровская К. к. (сохраняла в керамике и позах погребённых мн. традиции ямной культуры), батуринская К. к. (захоронения расчленённых костяков; чернолощёная керамика с рельефным орнаментом). Выделение других К. к. нередко вызывает среди специалистов расхождения. На зап. и юго-вост. периферии К. к. располагались отличные прежде всего по обряду и антропологич. характеристикам населения ингульская К. к. и северокавказская К. к. с необычными для катакомбной общности вытянутыми погребениями.
Формирование К. к. объясняли миграциями из Зап. или Центр. Европы, Средиземноморья (В. А. Городцов, Л. С. Клейн, В. А. Сафронов и др.) либо Закавказья (М. И. Артамонов, В. А. Фисенко и др.). Преобладает точка зрения о её сложении на основе одной из локальных групп ямной культуры (общности) на территории Сев. и Вост. Приазовья при воздействии культур Кавказа (марткопской культуры или беденской культуры, финального этапа куро-араксской культуры, памятников типа Великентского комплекса, северокавказской культуры). Финал К. к. совпадает с распадом Циркумпонтийской провинции и переходом от среднего к позднему бронзовому веку, что сопровождалось масштабными этнокультурными трансформациями и формированием блока степных «посткатакомбных» культур (бабинская культура, или культура многоваликовой керамики, на территории Украины; лолинская и криволукская в Предкавказье и на Нижней Волге), в которых элементы преемственности от местных вариантов К. к. прослеживаются отчётливо. В лесостепных культурах Волго-Донского междуречья (покровская, или ранняя срубная культура) они выражены слабее. Весьма вероятна принадлежность носителей К. к. группам индоевропейцев, возможно индоиранской ветви. Имеются наблюдения, позволяющие предположить возможное участие населения, оставившего К. к., в формировании народов, на основе которых позднее сложилась часть ариев. Попытки связать К. к. с киммерийцами вряд ли правомерны.