КИММЕРИ́ЙЦЫ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИММЕРИ́ЙЦЫ [греч. Κιμμέριοι, аккадское Gamir(a/āia), Gimirāia, др.-евр. gmr], кочевой народ, вероятно населявший вост.-европ. степи в 8–7 вв. до н. э. и совершавший набеги в Переднюю Азию. Засвидетельствованы в аккадских, современных набегам, и в античных, в осн. более поздних, источниках, дважды – в Библии.
Впервые К. упоминаются в 715–714 в ассир. источниках времени Саргона II в связи с победой над урартским царём Русой I, вторгнувшимся на их территорию северо-западнее оз. Севан. Приблизительно тем же временем датируются сведения об их вторжении в Урарту южнее оз. Урмия. При ассир. царе Асархаддоне известны 2 группы К.: в Манне, к востоку от Ассирии, и к западу от неё – в Малой Азии. В 679 Асархаддон разбил киммерийского царя Теушпу в Каппадокии. Хотя К. враждовали с Ассирией, в ассир. армии были «киммерийские» отряды (возможно, наёмники). Ок. 675 К. разгромили Фригию, при этом погиб её царь Мидас. В нач. 660-х гг. К. напали на Лидию, и её царь Гигес попросил помощи у Ашшурбанапала. Вначале Ашшурбанапал разбил К., но в 644 они разгромили Лидию, взяли Сарды и убили Гигеса. Тогда же К. напали на греч. города на побережье Эгейского м. (упоминаются разгром Магнесии-на-Меандре, нападение на Эфес, захват территории Приены). Царём К. в это время был Лигдамис (аккадское Дугдамми), в 641 он умер от болезни на ассир. границе в Табале; ему наследовал его сын Сандакшатру, или Сандакуру (аккадское Sa-an-dak-KUR-ru). Видимо, в 620-е гг. К. разбил в Анатолии царь скифов Мадий, в кон. 7 в. – лидийский царь Алиатт, после чего упоминания о К. исчезают из современных им источников.
В античной лит-ре К. впервые фигурируют в «Одиссее» Гомера (XI. 14) как обитатели города у входа в Аид (на берегу Океана на крайнем востоке). Под влиянием этого текста в части античной традиции К. превратились в принадлежность царства мёртвых: их локализовали там, где помещали вход в Аид (у Авернского оз. близ Кум в Италии, в Гераклее Понтийской, видимо, на Боспоре). От гомеровского текста производно и фиктивное отождествление К. с кимврами, восходящее к Посидонию. Др. часть античных источников восходит к свидетелям столкновений с К. в Малой Азии: в местной традиции по меньшей мере до эллинистич. эпохи сохранялись мн. детали, связанные с набегом Лигдамиса (напр., надпись 283/282, излагающая историч. аргументы в пограничной тяжбе Самоса и Приены), о них упоминали и поэты 7 в. (Каллин). К этой традиции восходит ряд текстов Геродота, Страбона, Каллимаха, Арриана и др. Третья группа свидетельств античных авторов связана с Сев. Причерноморьем. Наиболее полно она представлена у Геродота (впервые – у Аристея Проконнесского). Согласно этому источнику, К. первоначально населяли скифскую страну, были оттуда изгнаны пришедшими с востока скифами и ушли в Переднюю Азию через Кавказ. По-видимому, Геродот совместил в единое повествование данные более ранней лит. традиции разл. происхождения, устные свидетельства причерноморских греков (в т. ч. легенды как греческого, так и скифского происхождения), собств. теории и гипотезы.
К археологич. следам пребывания К. в Передней Азии относят погребения в Норшун-Тепе, Имирлере, близ Лядика, отд. находки в Сардах, Богазкёе (см. Хаттусас) и др., принадлежащие к ранней скифской археологич. культуре. Соответственно и в Вост. Европе археологич. памятники К. неотличимы от раннескифских. По др. точке зрения, К. принадлежат древности типа Новочеркасского клада (см. также в ст. «Киммерийский период»), но ни одной находки этого культурного круга в Передней Азии неизвестно. Данные о языке К. ограничиваются самим этнонимом и 3 именами их вождей; для всех этих слов предлагались иран. этимологии, ни одна из которых не бесспорна. Учитывая культурную близость К. и скифов по письм. источникам и данным археологии, обычно предполагают, что их языки входят в иран. языковую группу.