Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НОРШУ́Н-ТЕПЕ́

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 345-346

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Скаков
Инвентарь погребения на Норшун-Тепе. 1–4, 10 – железо; 5–9 – бронза (по Х. Хауптману).

НОРШУ́Н-ТЕПЕ́, Норшунтепе (Nor­șun­te­pe), мно­го­слой­ный ар­хео­ло­гич. па­мят­ник энео­ли­та – ран­не­го же­лез­но­го ве­ка в бас­сей­не верх­не­го те­че­ния р. Ев­фрат, на во­сто­ке Тур­ции (иль Эля­зиг). Рас­коп­ки нем. ар­хео­ло­га Х. Ха­упт­ма­на в 1968–1974. Вы­де­ле­но 40 сло­ёв: 40–31-й – сред­ний и позд­ний энео­лит; 30–6-й – ран­него брон­зо­во­го ве­ка (в т. ч. 30–25-й – пе­рио­да IB, 24–21-й – пе­рио­да IIA, 20–13-й – IIB, 12–11-й – IIIA, 10–9-й – IIIB, 8–6-й – IIIC); 5–1-й – позд­не­го брон­зо­во­го и ран­не­го же­лез­но­го ве­ков.

В сред­нем энео­ли­те – не­боль­шой по­сё­лок; про­сле­жи­ва­ет­ся влия­ние куль­ту­ры Убейд. В позд­нем энео­ли­те по­се­ле­ние рас­ши­ря­ет­ся; за­фик­си­ро­ва­ны пря­мо­уголь­ные по­строй­ки из 3 ком­нат с внутр. дво­ром и сгруп­пи­ро­ван­ные во­круг дво­ров од­но­ком­нат­ные по­строй­ки. Расц­вет по­се­ле­ния от­но­сит­ся к ран­не­му брон­зо­во­му ве­ку (2-я пол. 4-го – 3-е тыс. до н. э.), ког­да здесь фор­ми­ру­ет­ся по­ли­тич. и эко­но­мич. центр, свя­зан­ный с куль­ту­ра­ми Ме­со­по­та­мии (в т. ч., су­дя по на­ход­кам ке­ра­ми­ки, с куль­ту­рой Урук) и За­кав­ка­зья. Для сло­ёв 30–25-го ха­рак­тер­ны пря­мо­уголь­ные в пла­не до­ма из 1–2 по­ме­ще­ний, про­сле­жи­ва­ют­ся ули­цы. На­чи­ная с 26-го слоя от­ме­че­ны сле­ды ме­тал­лур­гии, в т. ч. ос­тат­ки гор­нов, фраг­мен­ты тиг­лей, в 19-м слое най­де­ны ли­тей­ная ма­стер­ская, фор­мы для от­лив­ки то­по­ров. В сло­ях 17–16-м изу­ча­лись од­но­ком­нат­ные пря­мо­уголь­ные в пла­не до­ма с гли­ня­ны­ми лав­ка­ми и ок­руг­лы­ми в пла­не оча­га­ми. С 13-го слоя про­сле­жи­ва­ет­ся, как по­се­ле­ние при­об­ре­та­ет чер­ты го­ро­да, пло­щадь ко­то­ро­го в даль­ней­шем уве­ли­чи­ва­ет­ся. Не­ко­то­рые по­строй­ки в сло­ях 9–6-м, ве­ро­ят­но, бы­ли 2-этаж­ны­ми, име­ли под­ко­во­образ­ные в пла­не оча­ги. На ци­та­де­ли (слои 8–7-й) ис­сле­до­ва­ны склад с пи­фо­са­ми и по­ме­ще­ние с оча­га­ми, имею­щи­ми ку­поль­ное пе­ре­кры­тие, вхо­див­шие в со­став двор­цо­во­го комп­лек­са.

Осо­бую из­вест­ность име­ют 2 по­гре­бе­ния ран­не­го же­лез­но­го ве­ка на ци­та­де­ли. Пер­вое (ве­ро­ят­но, ке­но­таф) – ка­мен­ный склеп (3,5×2,2 м, глу­би­на 3 м) с гли­ня­ным по­лом, где най­де­ны: кос­тя­ки 3 ло­ша­дей, 2 со­бак; брон­зо­вые уди­ла (коль­ча­тые с ви­ты­ми стерж­ня­ми и стре­меч­ко­вид­ные), коль­цо (от ко­лес­нич­ной уп­ря­жи) с об­ло­ман­ной муф­той, за­стёж­ка с пе­ре­хва­том, 2 про­ни­зи с рель­еф­ны­ми го­лов­ка­ми «гри­фо­ба­ра­нов» (ми­фич. су­ществ с ро­га­ми и клю­вом); же­лез­ные то­пор, 2 на­ко­неч­ни­ка ко­пий, 2 изо­гну­тых но­жа (рис.). В 22 м от не­го – склеп из сыр­цо­во­го кир­пи­ча на ка­мен­ном фун­да­мен­те (6×7 м, глу­би­на 6 м). Он ог­раб­лен в древ­но­сти, но об­на­ру­же­ны же­лез­ные пла­стин­ки че­шуй­ча­то­го до­спе­ха, фраг­мен­ты то­по­ра и но­жа. Вне ка­ме­ры, кро­ме ана­ло­гич­ных че­шу­ек до­спе­ха, най­ден брон­зо­вый 3-ло­па­ст­ный на­ко­неч­ник стре­лы скиф­ско­го ти­па с бо­ко­вым ши­пом. Пер­вое по­гре­бе­ние пе­ре­кры­то зда­ни­ем 7 в. до н. э., не­ко­то­рые пред­ме­ты из по­гре­бе­ния име­ют ана­ло­гии в куль­ту­рах Ира­на и За­кав­ка­зья 9–7 вв. до н. э. (в т. ч. Урар­ту), дру­гие – в древ­но­стях «ким­ме­рий­ско­го пе­рио­да» (см. так­же Но­во­чер­кас­ский клад) и ран­не­го пе­рио­да скиф­ской ар­хео­ло­ги­че­ской куль­ту­ры; его наи­бо­лее ве­ро­ят­ная да­ти­ров­ка – в пре­де­лах 1-й пол. – сер. 7 в. до н. э. Эти на­ход­ки (на­ря­ду с ком­плек­сом из Имир­ле­ра близ совр. г. Ама­сья в Тур­ции) со­от­но­сят с пре­бы­ва­ни­ем в Пе­ред­ней Азии ко­чев­ни­ков, жив­ших до это­го к се­ве­ру от Кав­ка­за, – ким­ме­рий­цев (А. И. Иван­чик и др.) или ски­фов (Г. Н. Ку­роч­кин и др.).

Лит.: Hauptman H. Neue Funde eurasischer Steppennomaden in Kleinasien // Beiträge zur Altertumskunde Kleinasiens. Mainzam Rein, 1983. Bd 1; Мед­вед­ская И. Н. Пе­рио­ди­за­ция скиф­ской ар­хаи­ки и Древ­ний Вос­ток // Рос­сий­ская ар­хео­ло­гия. 1992. № 3; Schmidt K. Nor­șuntepe. Mainz, 1996–2002. Bd 1–2; Иван­чик А. И. Ким­ме­рий­цы и ски­фы. М., 2001; Ави­ло­ва Л. И. Об­мен ме­тал­лом на Ближ­нем Во­сто­ке в ран­нем и сред­нем брон­зо­вом ве­ке // Рос­сий­ская ар­хео­ло­гия. 2010. № 1; Yakar J. Reflections of ancient Anatolian society in ar­chaeology: from Neolithic village communities to EBA towns and polities. İst., 2011.

Вернуться к началу