ПОСИДО́НИЙ ИЗ АПАМЕИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОСИДО́НИЙ (Ποσειδώνιος, Posidonius) из Апамеи (oк. 135 – 51 до н. э.), др.-греч. философ, историк и географ, астроном, представитель стоицизма, создавший универсальный синтез научно-философского знания эллинистич. эпохи. Учился в Афинах у стоика Панетия, поселился и преподавал на Родосе, став родосским гражданином. В 87 до н. э. посетил Рим как посланник Родоса, в 78 его лекции на Родосе слушал молодой Цицерон. Был другом и поклонником Гнея Помпея, который посетил его на обратном пути после борьбы с критскими пиратами. Вост. походы Помпея П. увековечил в приложении к своей «Истории». От многочисл. сочинений П., посвящённых философии, физике, логике и грамматике, этике, географии и астрономии, сохранились только фрагменты (цитаты и пересказы) у позднейших авторов.
Разделяя традиц. стоическое деление философии на логику, физику и этику, П. сравнивал её с живым существом: физика – это плоть и кровь философии, логика – её скелет и жилы, этика – её душа. Наименее ортодоксальный из всех стоиков, П. полемизировал с Хрисиппом в этике и психологии. В физике он воспринял учения Платона (комментарий к «Тимею») и Аристотеля, а также пифагорейцев: Единое и Неопределённая двоица как бог и материя в теории первых начал. Космос П. – единый живой организм, управляемый божественным разумом (логосом), имманентным, однако, материи. Все части его взаимосвязаны, космич. процессы строго детерминированы необходимостью, которая отождествляется с божественным провидением (пронойя). Вера в провидение делает возможным предсказания будущего, отсюда интерес П. к искусству гадания (мантике) и астрологии. Эмпирически установленные связи (напр., океанских приливов с Луной) могут быть объяснены только философией на основании «космической симпатии» между небом и землёй. В отличие от древней Стои, П. придавал большое значение математике (особенно в астрономии и географии), в соч. «Против Зенона Сидонского» защищал аксиоматич. геометрию от эпикурейской критики.
В психологии П. вернулся к платоновскому тройному делению души на рациональную, эмоционально-волевую и вожделеющую части. Критикуя учение Хрисиппа о «страстях» как «ошибочных суждениях», П. вслед за Платоном признавал дуалистич. природу человеческой души: божественному рациональному началу в душе изначально противостоит тёмное иррациональное начало.
В «Истории» в 52 книгах П. продолжал Полибия, описывая превращение Рима в мировую державу от 146 до н. э. до диктатуры Суллы. Попавшие в сферу экспансии Рима древние народы Европы и Ближнего Востока (кельты, кимвры, тевтоны, парфяне, евреи и др.) стали предметом его этнографич. описаний. В жизни и обычаях первобытных племён П. видел свидетельство о первоначальном состоянии культурных народов античности. В математич. географии он развил теорию пяти климатич. «поясов» (зон), зависимых от годового движения Солнца, вычислил окружность Земли (240тыс. стадиев, менее точная цифра, чем полученные Эратосфеном 252 тыс. стадиев), создал небесный глобус и географич. карту.
П. сыграл значит. роль в передаче достижений греч. науки и философии Риму.