Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОСИДО́НИЙ ИЗ АПАМЕИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 241-242

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

ПОСИДО́НИЙ (Ποσειδνιος, Posidonius) из Апа­меи (oк. 135 – 51 до н. э.), др.-греч. фи­ло­соф, ис­то­рик и гео­граф, ас­тро­ном, пред­ста­ви­тель стои­циз­ма, соз­дав­ший уни­вер­саль­ный син­тез на­уч­но-фи­ло­соф­ско­го зна­ния эл­ли­ни­стич. эпо­хи. Учил­ся в Афи­нах у стои­ка Па­не­тия, по­се­лил­ся и пре­по­да­вал на Ро­до­се, став ро­дос­ским гра­ж­да­ни­ном. В 87 до н. э. по­се­тил Рим как по­слан­ник Ро­до­са, в 78 его лек­ции на Ро­до­се слу­шал мо­ло­дой Ци­це­рон. Был дру­гом и по­клон­ни­ком Гнея Пом­пея, ко­то­рый по­се­тил его на об­рат­ном пу­ти по­сле борь­бы с крит­ски­ми пи­ра­та­ми. Вост. по­хо­ды Пом­пея П. уве­ко­ве­чил в при­ло­же­нии к сво­ей «Ис­то­рии». От мно­го­числ. со­чи­не­ний П., по­свя­щён­ных фи­ло­со­фии, фи­зи­ке, ло­ги­ке и грам­ма­ти­ке, эти­ке, гео­гра­фии и ас­тро­но­мии, со­хра­ни­лись толь­ко фраг­мен­ты (ци­та­ты и пе­ре­ска­зы) у позд­ней­ших ав­то­ров.

Раз­де­ляя тра­диц. стои­че­ское де­ле­ние фи­ло­со­фии на ло­ги­ку, фи­зи­ку и эти­ку, П. срав­ни­вал её с жи­вым су­ще­ст­вом: фи­зи­ка – это плоть и кровь фи­ло­со­фии, ло­ги­ка – её ске­лет и жи­лы, эти­ка – её ду­ша. Наи­ме­нее ор­то­док­саль­ный из всех стои­ков, П. по­ле­ми­зи­ро­вал с Хри­сип­пом в эти­ке и пси­хо­ло­гии. В фи­зи­ке он вос­при­нял уче­ния Пла­то­на (ком­мен­та­рий к «Ти­мею») и Ари­сто­те­ля, а так­же пи­фа­го­рей­цев: Еди­ное и Не­оп­ре­де­лён­ная двои­ца как бог и ма­те­рия в тео­рии пер­вых на­чал. Кос­мос П. – еди­ный жи­вой ор­га­низм, управ­ляе­мый бо­же­ст­вен­ным ра­зу­мом (ло­го­сом), им­ма­нент­ным, од­на­ко, ма­те­рии. Все час­ти его взаи­мо­свя­за­ны, кос­мич. про­цес­сы стро­го де­тер­ми­ни­ро­ва­ны не­об­хо­ди­мо­стью, ко­то­рая ото­ж­де­ст­в­ля­ет­ся с бо­же­ст­вен­ным про­ви­де­ни­ем (про­нойя). Ве­ра в про­ви­де­ние де­ла­ет воз­мож­ным пред­ска­за­ния бу­ду­ще­го, от­сю­да ин­те­рес П. к ис­кус­ст­ву га­да­ния (ман­ти­ке) и ас­т­ро­ло­гии. Эм­пи­ри­че­ски ус­та­нов­лен­ные свя­зи (напр., оке­ан­ских при­ли­вов с Лу­ной) мо­гут быть объ­яс­не­ны толь­ко фи­ло­со­фи­ей на ос­но­ва­нии «кос­ми­че­ской сим­па­тии» ме­ж­ду не­бом и зем­лёй. В от­ли­чие от древ­ней Стои, П. при­да­вал боль­шое зна­че­ние ма­те­ма­ти­ке (осо­бен­но в ас­тро­но­мии и гео­гра­фии), в соч. «Про­тив Зе­но­на Си­дон­ско­го» за­щи­щал ак­сио­ма­тич. гео­мет­рию от эпи­ку­рей­ской кри­ти­ки.

В пси­хо­ло­гии П. вер­нул­ся к пла­то­нов­ско­му трой­но­му де­ле­нию ду­ши на ра­цио­наль­ную, эмо­цио­наль­но-во­ле­вую и во­ж­де­лею­щую час­ти. Кри­ти­куя уче­ние Хри­сип­па о «стра­стях» как «оши­боч­ных су­ж­де­ни­ях», П. вслед за Пла­то­ном при­зна­вал дуа­ли­стич. при­ро­ду че­ло­ве­че­ской ду­ши: бо­же­ст­вен­но­му ра­цио­наль­но­му на­ча­лу в ду­ше из­на­чаль­но про­ти­во­сто­ит тём­ное ир­ра­цио­наль­ное на­ча­ло.

В «Ис­то­рии» в 52 кни­гах П. про­дол­жал По­ли­бия, опи­сы­вая пре­вра­ще­ние Ри­ма в ми­ро­вую дер­жа­ву от 146 до н. э. до дик­та­ту­ры Сул­лы. По­пав­шие в сфе­ру экс­пан­сии Ри­ма древ­ние на­ро­ды Ев­ро­пы и Ближ­не­го Вос­то­ка (кель­ты, ким­вры, тев­то­ны, пар­фя­не, ев­реи и др.) ста­ли пред­ме­том его эт­но­гра­фич. опи­са­ний. В жиз­ни и обы­ча­ях пер­во­быт­ных пле­мён П. ви­дел сви­де­тель­ст­во о пер­во­на­чаль­ном со­стоя­нии куль­тур­ных на­ро­дов ан­тич­но­сти. В ма­те­ма­тич. гео­гра­фии он раз­вил тео­рию пя­ти кли­ма­тич. «по­ясов» (зон), за­ви­си­мых от го­до­во­го дви­же­ния Солн­ца, вы­чис­лил ок­руж­ность Зем­ли (240тыс. ста­ди­ев, ме­нее точ­ная циф­ра, чем по­лу­чен­ные Эра­тос­фе­ном 252 тыс. ста­ди­ев), соз­дал не­бес­ный гло­бус и гео­гра­фич. кар­ту.

П. сыг­рал зна­чит. роль в пе­ре­да­че до­сти­же­ний греч. нау­ки и фи­ло­со­фии Ри­му.

Изд.: Die Fragmente. Texte und Kommen­tare / Hrsg. W. Theiler. B.; N. Y., 1982. Bd 1–2; The fragments / Ed. L. Edelstein, I. G. Kidd. Camb., 1988. Vol. 1; Camb., 1989. Vol. 2. [Pt. 1–2]: The commentary / Ed. I. G. Kidd; Camb., 1999. Vol. 3: The translation of the fragments / Ed. I. G. Kidd.

Лит.: Laffranque M. Poseidonios d’Apamée. P., 1964; Reinhardt K. Poseidonios. Hilde­sheim; N. Y., 1976. Vol. 1–2. См. так­же лит. при ст. Стои­цизм.

Вернуться к началу