ПАНЕ́ТИЙ ИЗ РОДОСА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАНЕ́ТИЙ (греч. Παναίτος, лат. Panaetius) из Родоса (ок. 185 – ок. 109 до н. э.), др.-греч. философ-стоик, наряду с его учеником Посидонием виднейший представитель «Средней Стои». В 149 до н. э. занимал должность жреца Посейдона Конного в Линдосе (Родос), учился у Кратета из Малла в Пергаме и схолархов стоич. школы в Афинах – Диогена Вавилонского и Антипатра из Тарса. В 140 переехал в Рим, где сблизился с Публием Корнелием Сципионом Эмилианом (вместе с историком Полибием и др. входил в т. н. кружок Сципиона), в 139–138 сопровождал его в путешествии по Вост. Средиземноморью (Египет, Родос, Пергам, Сирия). Жил попеременно в Риме и Афинах, с 129 в течение 20 лет возглавлял стоич. школу в Афинах.
Сочинения П. касались проблем этики, психологии, политики, теологии и истории философии. Гл. сочинение П. – этич. трактат «О долге» («Περὶ τοῦ ϰαθήϰοντος»), греч. оригинал которого утрачен, но лат. переложением его является трактат Цицерона «Об обязанностях» («De officiis»). В основе трактата Цицерона «О государстве» также лежит утраченное сочинение П. Другие сочинения: «О благорасположении духа», «О должностях», «О гадании», «О провидении», «О философских школах», «О Сократе».
Предпринятый П. пересмотр изначального учения стоицизма был отчасти обусловлен влиянием философии Платона и Аристотеля. В философии природы («физике») П. отверг восходящее к Гераклиту стоич. учение о периодич. сгорании космоса, веру в астрологию и мантику, отрицал бессмертие души. В этике он отстаивал принцип постепенного морального совершенствования, или «прогресса» (προϰοπή), и постарался смягчить ригоризм древних стоиков, перенеся акцент с фактически недостижимого идеала нравств. совершенства мудреца на практич. мораль обычного человека. В этой связи он отверг стоич. идеал «искоренения страстей» (апатии) как непременного условия счастья и допускал возможность позитивных эмоций, признав ценность таких обычных человеческих благ, как здоровье, красота и богатство, ранее объявлявшихся «безразличными». В политич. философии П. следовал аристотелевой теории «смешанной конституции» как наилучшего гос. устройства, сочетающего элементы демократии, аристократии и монархии. В философии религии П. различал три вида теологии: теологию поэтов, основанную на антроморфизме и потому ложную, теологию философов – верную, но практически бесполезную, и теологию политиков-законоведов, служащую опорой традиц. культу и практически необходимую. Деятельность П. сыграла значит. роль в распространении (особенно через кружок Сципиона) греч. культурных идеалов, в т. ч. идей стоицизма, в образованных слоях рим. общества. С идеями П. связывают рим. термин «humanitas» (особенно у Цицерона), обозначавший культурную утончённость как нравств. идеал.