КАТАКО́МБА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАТАКО́МБА, тип подземного погребального сооружения; представляет собой камеру, в стене которой сделан ход во входную яму (дромос, шахту и т. п.). Входная яма прямоугольная, трапециевидная, реже овальная или округлая в плане; вход арочной, прямоугольной или округлой формы; у противоположной входу в камеру стенки входной ямы бывают ступеньки; камера, как правило, прямоугольная или овальная в плане; входная яма и камера могли соединяться узким коротким коридором; вход в камеру перекрывался каменной плитой, деревом и др., что предохраняло её от попадания грунта, засыпаемого во входную яму. Глубина К. иногда достигает 12 м. К. различаются по взаиморасположению длинных осей входной ямы и камеры, которые могут быть перпендикулярны, параллельны, лежать на одной оси; существует также ряд редких разновидностей К. (напр., многокамерные).
Самые ранние К. появились, вероятно, как подражания захоронениям в пещерах в культурах раннего бронзового века (2-я пол. 4-го тыс. до н. э.) Вост. Средиземноморья (Иерихон, окрестности Библа, Баб-эд-Дра) и у скотоводов Сев. Причерноморья в период энеолита. К. были осн. формой погребальных сооружений в катакомбной культуре, известны в культурах бронзового века Кавказа (напр., Великентский комплекс), юга Ср. Азии и на территории Ирана (Пархай, Шахр-и-Сохте).
Следующий период распространения К. связан с культурами раннего железного века. Наиболее древние К. этого круга (6 в. до н. э.) зафиксированы в скифской археологической культуре Сев. Причерноморья; в 5 в. они появились в савроматской археологической культуре Юж. Приуралья. Близкие по конструкции могилы, называемые земляными склепами, известны в некрополях античных городов Сев. Причерноморья с 4 в. К. использовались в сарматских археологических культурах Юж. Приуралья, Нижнего Поволжья и Подонья, Предкавказья, Сев. Причерноморья в 3–1 вв. до н. э.; ряд К. Причерноморья и Подонья можно отнести к 1 в. н. э. Со 2 в. до н. э. К. широко распространяются в центр. районах Сев. Кавказа и в Крыму (в варварских некрополях); здесь они сохранялись до 12 в. н. э., в значит. степени определяя облик этих культур. Для культур аланов Сев. Кавказа К. являются одним из «диагностических» признаков. Известны К. также в культурах рим. времени и раннего Средневековья на территории Дагестана, в меотской археологической культуре Кубани и Нижнего Дона, на Золотом кладбище на Кубани. Во 2-й пол. 3 – 4 вв. н. э. К. использовало население бассейна Нижнего Дона (восходят к сев.-кавк. прототипам) и Днестро-Дунайского междуречья. К., связанные с аланской культурой Сев. Кавказа, в 8–10 вв. н. э. характерны для лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры. В Ср. Азии К. вновь появились со 2 в. до н. э. (связываются с раннесарматской культурной традицией Юж. Приуралья) и исчезли после арабских завоеваний (для некоторых культур, напр. культуры Каунчи, К. могут служить «диагностическим» признаком). К. античного времени известны также на территории Сев. Ирана (Норузмахал, Дайламан и др.) и Азербайджана (Мингечаур и др.).
Особое культурно-историческое явление представляют собой античные катакомбы.