Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАТАКО́МБА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 306

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Гей, В. Ю. Малашев
Катакомба из кургана 1 могильника Экажево 1 (Ингушетия): 1 – камера; 2 – коридор; 3 – входная яма (дромос); 4 – ступеньки; 5 – камень, закрывающий вход в камеру (по В. Ю....

КАТАКО́МБА, тип под­зем­но­го по­гре­баль­но­го со­ору­же­ния; пред­став­ля­ет со­бой ка­ме­ру, в сте­не ко­то­рой сде­лан ход во вход­ную яму (дро­мос, шах­ту и т. п.). Вход­ная яма пря­мо­уголь­ная, тра­пе­цие­вид­ная, ре­же оваль­ная или ок­руг­лая в пла­не; вход ароч­ной, пря­мо­уголь­ной или ок­руг­лой фор­мы; у про­ти­во­по­лож­ной вхо­ду в ка­ме­ру стен­ки вход­ной ямы бы­ва­ют сту­пень­ки; ка­ме­ра, как пра­ви­ло, пря­мо­уголь­ная или оваль­ная в пла­не; вход­ная яма и ка­ме­ра мог­ли со­единять­ся уз­ким коротким ко­ри­до­ром; вход в ка­ме­ру пе­ре­кры­вал­ся ка­мен­ной пли­той, де­ре­вом и др., что пре­до­хра­ня­ло её от по­па­да­ния грун­та, за­сы­пае­мо­го во вход­ную яму. Глу­би­на К. ино­гда дос­ти­га­ет 12 м. К. раз­ли­ча­ют­ся по взаи­мо­рас­по­ло­же­нию длин­ных осей вход­ной ямы и ка­ме­ры, ко­то­рые мо­гут быть пер­пен­ди­ку­ляр­ны, па­рал­лель­ны, ле­жать на од­ной оси; су­ще­ст­ву­ет так­же ряд ред­ких раз­но­вид­но­стей К. (напр., мно­го­ка­мер­ные).

Са­мые ран­ние К. поя­ви­лись, ве­ро­ят­но, как под­ра­жа­ния за­хо­ро­не­ни­ям в пе­ще­рах в куль­ту­рах ран­не­го брон­зо­во­го ве­ка (2-я пол. 4-го тыс. до н. э.) Вост. Сре­ди­зем­но­мо­рья (Ие­ри­хон, ок­ре­ст­но­сти Биб­ла, Баб-эд-Дра) и у ско­то­во­дов Сев. При­чер­но­мо­рья в пе­ри­од эне­о­ли­та. К. бы­ли осн. фор­мой по­гре­баль­ных со­ору­же­ний в ка­та­комб­ной куль­ту­ре, из­вест­ны в куль­ту­рах брон­зо­во­го ве­ка Кав­ка­за (напр., Ве­ли­кент­ский ком­плекс), юга Ср. Азии и на тер­ри­то­рии Ира­на (Пар­хай, Шахр-и-Со­хте).

Сле­дую­щий пе­ри­од рас­про­стра­не­ния К. свя­зан с куль­ту­ра­ми ран­не­го же­лез­но­го ве­ка. Наи­бо­лее древ­ние К. это­го кру­га (6 в. до н. э.) за­фик­си­ро­ва­ны в скиф­ской ар­хео­ло­ги­че­ской куль­ту­ре Сев. При­чер­но­мо­рья; в 5 в. они поя­ви­лись в сав­ро­мат­ской ар­хео­ло­ги­че­ской куль­ту­ре Юж. При­ура­лья. Близ­кие по кон­ст­рук­ции мо­ги­лы, на­зы­вае­мые зем­ля­ны­ми скле­па­ми, из­вест­ны в нек­ро­по­лях ан­тич­ных го­ро­дов Сев. При­чер­но­мо­рья с 4 в. К. ис­поль­зо­ва­лись в сар­мат­ских ар­хео­ло­ги­че­ских куль­ту­рах Юж. При­ура­лья, Ниж­не­го По­вол­жья и По­до­нья, Пред­кав­ка­зья, Сев. При­чер­но­мо­рья в 3–1 вв. до н. э.; ряд К. При­чер­но­мо­рья и По­до­нья мож­но от­не­сти к 1 в. н. э. Со 2 в. до н. э. К. ши­ро­ко рас­про­стра­ня­ют­ся в центр. рай­онах Сев. Кав­ка­за и в Кры­му (в вар­вар­ских нек­ро­по­лях); здесь они со­хра­ня­лись до 12 в. н. э., в зна­чит. сте­пе­ни оп­ре­де­ляя об­лик этих куль­тур. Для куль­тур ала­нов Сев. Кав­ка­за К. яв­ля­ют­ся од­ним из «ди­аг­но­сти­че­ских» при­зна­ков. Из­вест­ны К. так­же в куль­ту­рах рим. вре­ме­ни и ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья на тер­ри­то­рии Да­ге­ста­на, в ме­от­ской ар­хео­ло­ги­че­ской куль­ту­ре Ку­ба­ни и Ниж­не­го До­на, на Зо­ло­том клад­би­ще на Ку­ба­ни. Во 2-й пол. 3 – 4 вв. н. э. К. ис­поль­зо­ва­ло на­се­ле­ние бас­сей­на Ниж­не­го До­на (вос­хо­дят к сев.-кавк. про­то­ти­пам) и Дне­ст­ро-Ду­най­ско­го ме­ж­ду­ре­чья. К., свя­зан­ные с алан­ской куль­ту­рой Сев. Кав­ка­за, в 8–10 вв. н. э. ха­рак­тер­ны для ле­со­степ­но­го ва­ри­ан­та сал­то­во-ма­яц­кой куль­ту­ры. В Ср. Азии К. вновь поя­ви­лись со 2 в. до н. э. (свя­зы­ва­ют­ся с ран­не­сар­мат­ской куль­тур­ной тра­ди­ци­ей Юж. При­ура­лья) и ис­чез­ли по­сле араб­ских за­вое­ва­ний (для не­ко­то­рых куль­тур, напр. куль­ту­ры Ка­ун­чи, К. мо­гут слу­жить «ди­аг­но­сти­че­ским» при­зна­ком). К. ан­тич­но­го вре­ме­ни из­вест­ны так­же на тер­ри­то­рии Сев. Ира­на (Но­руз­ма­хал, Дай­ла­ман и др.) и Азер­бай­джа­на (Мин­ге­ча­ур и др.).

Осо­бое куль­тур­но-ис­то­ри­че­ское яв­ле­ние пред­став­ля­ют со­бой ан­тич­ные ка­та­ком­бы.

Вернуться к началу