КАТАКО́МБЫ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАТАКО́МБЫ, подземные захоронения на территории совр. Италии (вокруг Рима, Неаполя, на о. Сицилия), а также в Сев. Африке (в т. ч. в Александрии), на о. Мальта, в Передней и Малой Азии, на Балканах и др. Представляют собой систему высеченных в туфе коридоров, часто в несколько (не более 5) ярусов, освещённых световыми колодцами и снабжённых стенными нишами [прямоугольными для тел (локули) или аркообразными для саркофагов (аркосолии)], а также квадратными камерами для семейных захоронений (кубикулы). К. использовались для захоронения лиц среднего достатка уже во времена Рим. империи; в соответствии с рим. погребальными обычаями всегда располагались за гор. стеной. С кон. 2 в. К. стали местом захоронений христиан Рима, использовались ими как кладбища до кон. 5 в., впоследствии став объектами паломничеств. К. устраивались близ церковных зданий (катакомбы Сан-Себастьяно, Сант-Аньезе) или на участках, пожертвованных общине её членами (катакомбы Присциллы, Домициллы и др.). Большинство К. были заброшены в эпоху раннего Средневековья, известными оставались лишь те, которые были связаны с пригородными базиликами. Изучение К. началось после случайного обнаружения комплекса близ ц. Сан-Себастьяно на Аппиевой дороге в 1578; первые систематич. исследования К. провёл в 1-й четв. 17 в. А. Бозио, открывший более 30 катакомб.
Как языческие, так и раннехристианские К. содержали надписи и памятные предметы, закреплённые в штукатурке стены близ захоронения усопших, и украшались фресками (реже – мозаиками и стукковыми рельефами). Росписи языческих К. носят орнаментально-декоративный характер (катакомбы Сан-Себастьяно). Первые христианские изображения в К. датируются нач. 3 в. Живопись К., использующая как языческие образы и знаки, так и христианскую символику, демонстрирует процесс становления изобразит. языка раннехристианского искусства. Среди адаптированных к новому смыслу языческих образов наиболее популярны фигуры умерших в позе «оранта», т. е. молящегося (катакомбы Присциллы, крипта Велацио и др.); «Христос – Добрый пастырь», воспроизводящий схемы Гермеса Криофора, овценосца – водителя душ (катакомбы Каллиста, Присциллы). Среди новых христианских символов – рыба как символ Христа, виноградная лоза как символ крови Христа и причащения, крест, якорь как символ надежды. После Миланского эдикта, узаконившего христианство как одно из вероисповеданий империи, появляются т. н. хризмы (греч. инициалы Христа), изображения Христа и Богоматери (К. на Виа-Анапо, Коммодиллы и др.). В декорации К. встречаются также сцены античной мифологии: Орфей с животными, подвиги Геракла (катакомбы на Виа-Латина) и др., частично воспринятые христианами как аллегории победы над смертью.
В декорации К. впервые в христианской традиции появляются сцены из Ветхого и Нового Завета, связанные, как правило, с темой спасения умершего. Традиц. набор сюжетов восходит к тексту молитвы над умирающим св. Киприана Антиохийского и включает сцены чудесных спасений праведников, подобно которым должен спастись и усопший: историю пророка Ионы как прообраз воскресения Христа, «Три отрока в пещи огненной», «Жертвоприношение Авраама», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление кровоточивой жены» и др. Наряду с отдельными сюжетами встречаются первые «циклы», дающие возможность говорить о целостной программе ансамбля и состоящие из двух сцен: «Грехопадение прародителей», открывающее историю падшего человечества, и «Поклонение волхвов» или «Крещение» как начало истории Спасения.
Для стиля катакомбной живописи характерны предельная упрощённость, лапидарность, знаковость изображения. Нарастающая к 5 в. условность изобразит. языка проявляется во фронтальности и неподвижности фигур, обведённых жёстким контуром. Эти перемены объясняются новыми функциями изображения, пришедшими на смену античной декоративности: оно выступает теперь как носитель нового символич. смысла и часть общей иконографич. программы, что характерно уже для ср.-век. концепции образа.
В православной традиции термин «К.» обычно не используется; подземные места отшельничества и погребений называются пещерами (в Киево-Печерской лавре, Псково-Печерском Успенском монастыре и др.). К. называют также систему сложных подземных ходов, заброшенных выработок, шахт и т. д. (напр., К. под Парижем, Одессой, Керчью и др.).