Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕЛИКЕ́НТСКИЙ КО́МПЛЕКС

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 734

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. Г. Магомедов, А. Ю. Скаков
Находки из Великентского могильника: 1–3 – керамические сосуды; 4–7 – бронзовые орудия труда и украшения; 8–9 – каменные топор и булава.

ВЕЛИКЕ́НТСКИЙ КО́МПЛЕКС, ком­плекс ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков ран­не­го и сред­не­го брон­зо­во­го ве­ка (сер. 4-го – нач. 2-го тыс. до н. э.) у с. Ве­ли­кент Дер­бент­ско­го р-на (Да­ге­стан, Рос­сия). Вклю­ча­ет не­сколь­ко тел­лей, мо­гиль­ни­ков, отд. на­хо­док, свя­зы­вае­мых с ку­ро-аракс­ской куль­ту­рой и сме­няю­щей её в Юж. Да­ге­ста­не «ве­ли­кент­ской груп­пой па­мят­ни­ков». Об­на­ру­жен А. А. Ру­со­вым в 1880 (по­се­ле­ния) и М. И. Иса­ко­вым в 1948 (мо­гиль­ни­ки), рас­коп­ки с 1953 – В. Г. Ко­то­ви­ча, М. Г. Гад­жие­ва, Р. Г. Ма­го­ме­до­ва, амер. ар­хео­ло­га Ф. Л. Ко­ла и др. Круг­лые жи­ли­ща, гон­чар­ная мас­тер­ская. Бес­кур­ган­ные ка­та­ком­бы (1-я пол. 3-го – нач. 2-го тыс. до н. э.) с кол­лек­тив­ны­ми (до 136 чел.) за­хо­ро­не­ния­ми (скор­чен­ные на бо­ку, на под­стил­ках); в од­ной ка­ме­ре встре­ча­ет­ся до 500 со­су­дов. Мис­ки, горш­ки, ба­ноч­ные со­су­ды, есть кру­го­вая крас­ная ан­го­би­ро­ван­ная и бе­ден­ской куль­ту­ры ке­ра­ми­ка; гли­ня­ные фраг­мент ли­тей­ной фор­мы для про­уш­ных то­по­ров и ан­тро­по­морф­ная руч­ка жа­ров­ни, ка­мен­ные сверлё­ные то­по­ры ка­бар­ди­но-пя­ти­гор­ско­го ти­па и на­вер­шия бу­лав, брон­зо­вые че­реш­ко­вые кин­жа­лы, ло­каль­ные фор­мы втуль­ча­тых то­по­ров, бу­ла­вок, круп­ные яко­ре­вид­ные под­вес­ки и др.

Лит.: Ма­го­ме­дов Р. Г. Ма­те­риа­лы к изу­че­нию куль­тур эпо­хи брон­зы в При­мор­ском Да­ге­ста­не. Ма­хач­ка­ла, 2000; Gad­zhi­ev M. G. a. o. Daghestan-­Ame­rican archaeological investiga­tions in Daghestan, 1997–1999 // Древ­но­сти Кав­ка­за и Ближ­не­го Вос­то­ка. Ма­хач­ка­ла, 2005.

Вернуться к началу