Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́ЛТОВО-МАЯ́ЦКАЯ КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 243-244

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Комар
Характерные находки салтово-маяцкой культурно-исторической общности: 1 – кувшин (сероглиняная круговая керамика); 2, 3 – пряжка и накладка (детали ременных гарнитуров); 4 – серьга; 5...

СА́ЛТОВО-МАЯ́ЦКАЯ КУЛЬТУ́РА (сал­тов­ская куль­тур­но-ис­то­рич. общ­ность), ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра 8–10 вв. на юге Вост. Ев­ро­пы, со­от­но­си­мая с Ха­зар­ским ка­га­на­том и его влия­ни­ем. На­зва­на по Сал­тов­ско­му ар­хео­ло­ги­че­ско­му ком­плек­су и Ма­яц­ко­му ар­хео­ло­ги­че­ско­му ком­плек­су. В нач. 20 в. вы­де­ля­лась как «куль­ту­ра Верх­не­го Сал­то­ва», «ха­зар­ская» куль­ту­ра. В 1920-е гг. ус­та­нов­ле­на её связь с куль­ту­рой аланов Сев. Кав­ка­за. В 1930–50-е гг. схо­жие древ­но­сти вы­де­ле­ны в степ­ном По­до­нье, Ср. По­вол­жье, Кры­му; С.-м. к. по­ни­ма­лась как по­ли­эт­нич­ная, при осн. ро­ли аланов и про­то­бол­гар. Тео­ре­тич. обос­но­ва­ние С.-м. к. как осо­бой куль­ту­ры да­но С. А. Плет­нё­вой, но со­став при­зна­ков и вы­де­ление ло­каль­ных ва­ри­ан­тов С.-м. к. ос­та­ва­лись пред­ме­том кор­рек­ти­ро­вок и дис­кус­сий. Ряд совр. спе­циа­ли­стов к соб­ст­вен­но С.-м. к. от­но­сят па­мят­ни­ки По­до­нья так называемых ле­со­степ­но­го (го­ро­ди­ща, ста­цио­нар­ные по­се­ле­ния; тру­по­по­ло­же­ния в ка­та­ком­бах, тру­по­сож­же­ния) и степ­но­го (в осн. от­кры­тые по­се­ле­ния осед­ло­го и по­лу­коче­во­го на­се­ле­ния, тру­по­по­ло­же­ния в ямах) ва­ри­ан­тов. Ис­поль­зу­ет­ся и по­ня­тие сал­тов­ской куль­тур­но-ис­то­рич. общ­но­сти, имею­щей бо­лее ши­ро­кий аре­ал. На­бор её при­зна­ков (се­рог­ли­ня­ная кру­го­вая по­су­да, ком­плекс ору­дий, ору­жия, сна­ря­же­ния ко­ня, ре­мен­ные гар­ни­ту­ры, серь­ги, бу­сы, зер­ка­ла, ко­по­уш­ки, аму­ле­ты) и уро­вень их стан­дар­ти­за­ции убы­ва­ют в за­ви­си­мо­сти от уда­лён­но­сти от осн. ареа­ла С.-м. к. и сте­пе­ни влия­ния Ха­зар­ско­го ка­га­на­та. С.-м. к. сфор­ми­ро­ва­лась в хо­де мас­штаб­ных пе­ре­се­ле­ний внут­ри Ха­зар­ско­го гос-ва, со­от­но­си­мых с араб. на­тис­ком на Сев. Кав­каз в 730-х гг., и др. По­сте­пен­но ис­че­за­ет в 10 в. в свя­зи с рас­па­дом и ги­бе­лью Ха­зар­ско­го ка­га­на­та.

Лит.: Плет­не­ва С. А. От ко­че­вий к го­ро­дам. М., 1967; она же. Очер­ки ха­зар­ской ар­хео­ло­гии. М.; Ие­ру­са­лим, 2000; Ба­ра­нов И. А. Тав­ри­ка в эпо­ху ран­не­го сред­не­ве­ко­вья. К., 1990; Афа­нась­ев Г. Е. Дон­ские ала­ны. М., 1993; Фо­ня­ко­ва H. A. При­клад­ное ис­кус­ст­во Ха­за­рии вто­рой по­ло­ви­ны VIII – X вв. по ма­те­риа­лам ху­до­же­ст­вен­ной ме­тал­ло­об­ра­бот­ки. Ка­зань, 2010; Фле­ров В. С. «Го­ро­да» и «зам­ки» Ха­зар­ско­го ка­га­на­та. М.; Ие­ру­са­лим, 2011.

Вернуться к началу