САРМА́ТСКИЕ АРХЕОЛОГИ́ЧЕСКИЕ КУЛЬТУ́РЫ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САРМА́ТСКИЕ АРХЕОЛОГИ́ЧЕСКИЕ КУЛЬТУ́РЫ, археологич. культуры и группы памятников, соотносимые гл. обр. с сарматами и близкими им народами. Основы концепции С. а. к. сформулировали Б. Н. Граков и К. Ф. Смирнов в 1947, опираясь на разработки М. И. Ростовцева, рос. археологов П. С. Рыкова, П. Д. Рау и др. Базовый свод для Центр. Европы опубликован в 1941–50 венг. археологом М. Пардуцем. Ныне эти работы существенно дополнены и в ряде положений пересмотрены. В разных регионах хронологич. границы С. а.к. отличаются, прослеживаются локальные особенности, сохранение традиций предшествующих культур.
Раннесарматская культура
Раннесарматская культура (прохоровская культура) сложилась в южноуральских степях в 4 в. до н. э. на основе культуры пришельцев с востока и местного субстрата. Затем распространилась в Нижнем Поволжье и Подонье. Древности 2–1 вв. связаны с новым вост. импульсом, продвижением в Поднепровье. Трупоположения вытянуты на спине в осн. головой на юг (со 2 в. и на север, гл. обр. в зап. части ареала), в ямах с подбоем, с заплечиками, удлинённых ямах, катакомбах. Нередко в качестве напутственной пищи – передняя нога барана с лопаткой. Впускные погребения в курганах иногда расположены по кольцу; со 2 в. возрастает число насыпей с 1 могилой. Характерны: мечи и кинжалы с прямым перекрестьем и серповидным (со 2 в. и с кольцевым) навершием; 3-лопастные втульчатые бронзовые (со 2 в. черешковые железные) наконечники стрел; зеркала с валиком по краю диска и ручкой-штырём; пряжки с неподвижным язычком (8-видные, со 2 в. и прямоугольные ажурные с изображением сцен терзания животных и др.), миниатюрные котлы-подвески (со 2 в.); костяные проколки, ложечки; керамика лепная, ранняя – круглодонная, с примесью талька в тесте, есть с орнаментом в виде пучков каннелюр; со 2 в. до н. э. всё больше круговой посуды с Боспора, Кавказа, из Ср. Азии.
Среднесарматская культура
Среднесарматская культура (назв. «сусловская» устарело) – от Юж. Приуралья до Сев. Кавказа (там памятники немногочисленны) и Сев. Причерноморья; 1 в. – 1-я пол. 2 в. н. э. Связана с миграционным импульсом с востока и появлением в Европе аланов. Курганы в осн. индивидуальные. Трупоположения вытянуты на спине головой гл. обр. в юж. секторе. Сохраняется напутственная пища в виде части ноги барана с лопаткой. Возрождается ряд традиций савроматской археологической культуры: диагональные погребения в широких ямах, в т. ч. квадратных в плане; наличие 2 котлов (часто один из них с зооморфными ручками), целых зеркал. Мечи и кинжалы с кольцевым навершием, железные 3-лопастные черешковые наконечники стрел, зеркала с валиком по краю, умбоном в центре диска, ручкой-штырём. Много импортной керамики меотской археологической культуры; стеклянные сосуды, бусы, фибулы и др. из античных центров Сев. Причерноморья и рим. провинций; предметы воинской экипировки, кит. зеркала и подражания им, имеющие вост. происхождение. Серия богатых женских погребений. От Нижнего Поволжья до Сев. Причерноморья – «царские» могилы с бронзовой и серебряной рим. посудой, богато украшенными (в т. ч. в «золото-бирюзовом» полихромном стиле) оружием, уздой и др.
Позднесарматская культура
Позднесарматская культура (назв. «шиповская», «аланская» устарели) – от Юж. Приуралья до Нижнего Подунавья; сформировалась во 2-й пол. 2 в. в ходе новых миграций с востока. Трупоположения вытянуты на спине головой гл. обр. в сев. секторе (у 70% искусств. деформация черепа), в узких (реже широких) прямоугольных ямах, подбоях; в осн. индивидуальные курганы. В Поволжье и Подонье особенно сильно наследие среднесарматской культуры. Длинные мечи без перекрестья, навершия редки; железные ножи с бронзовыми деталями рукояти; зеркала с орнаментом на обороте, с боковым выступом или с петелькой в центре диска для подвешивания; пружинные ножницы; новые (в т. ч. локальные) типы ременных гарнитуров, фибул и др. деталей убора, квадратные в плане керамич. курильницы, многочисл. импортная керамика аланской культуры Сев. Кавказа и из Ср. Азии. С сер. 3 в. от Днепра до Нижнего Дуная формируется черняховская культура, в которой выделяют и сарматский компонент. Степи Юж. Приуралья опустели ок. 2-й пол. 3 в. На Нижнем Дону в 4 в. доминируют мигранты с Сев. Кавказа (аланы-танаиты). Финал С. а. к. в Нижнем Поволжье сопоставим с нашествием гуннов и вовлечением местных степняков в их войны.
Памятники сарматов Подунавья
Памятники сарматов Подунавья известны на Нижнем Дунае с рубежа эр, в междуречье Дуная и Тисы – не ранее кон. 1 в. (т. н. золотой горизонт: золотые украшения, небольшие могильники в осн. с женскими погребениями), хотя, по письм. источникам, появление сарматов в этих регионах относится к более раннему времени; на равнинах вост. части бассейна Тисы – со 2 в. Трупоположения в осн. вытянуты на спине головой на юг, в яме, часто окружённой ровиком, под курганом. Женский костюм характеризуется большим числом бус. Изучались стационарные, в т. ч. обширные, поселения земледельцев и животноводов, обслуживающие их гончарные мастерские (доминируют сделанные на круге серые миски и корчаги, часто с лощёным орнаментом), следы бронзолитейного и кузнечного ремёсел. Наличие многочисл. ям-зернохранилищ и корчаг позволяет говорить о производстве зерна на экспорт в рим. провинции; рим. влияние прослежено в костюме и гончарстве, по импортным керамич. и стеклянным изделиям, фибулам и др. деталям убора, монетам.