ПОЛИХРО́МНЫЙ СТИЛЬ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛИХРО́МНЫЙ СТИЛЬ, в широком значении объединяет ювелирные изделия, важным элементом декора которых являются вставки цветных камней или стёкол. В отеч. археологии и искусствоведении термин закрепился в осн. за рядом групп изделий 1-й пол. – сер. 1-го тыс. н. э. после публикаций в 1840-х гг. А. Б. Ашиком богатых находок из Керчи. Золото-бирюзовый П. с. (полихромно-бирюзовый звериный стиль и т. п.; 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.) – ременные гарнитуры, оружие, в т. ч. украшенные композициями на эпич. и мифологич. темы, с круглыми и каплевидными кабошонами бирюзы (реже – коралла), подчёркивающими анатомич. особенности (уши, мускулатура) изображённых животных и людей, в глухой золотой оправе (от Афганистана до Болгарии; в т. ч. Тилля-Тепе, Сибирская коллекция Петра I, Золотое кладбище, Хохлач). «Меотский» П. с. (1 в. до н. э. – 1 в. н. э.) – фибулы-броши с крупным центр. камнем и широким гладким полем оправы, иногда дополнительно украшенным меандровым орнаментом из скани, плоскими треугольниками зерни (меотская археологическая культура, в осн. бассейн Кубани). Стиль Закшув – Кишпек (в осн. 2-я пол. 3 – нач. 4 вв.) представлен серьгами, браслетами, конской и воен. амуницией с крупными вставками плоских округлых сердоликов (центр. элемент декора) и мелкими кабошонами синего стекла, в оправе из золотой фольги с тиснёными точками, крестиками, S-видными фигурами и т. д. [Подунавье, Центр. Европа, Крым (Керчь, памятники группы Дружное – Инкерман), Сев. Кавказ]. «Догуннские» П. с. (с 3 в., в осн. 4 в.; от Ср. Азии и Закавказья до Подонья и Прикамья), связанные часто с ременными гарнитурами поздних сарматских археологических культур, в т. ч.: стили с перегородчатой инкрустацией, использованием красных, синих или глухих зелёных вставок, восходящие к памятникам Закавказья (оружие, украшения и др.; напр., Мцхета, Уреки), вероятно, и др. областей, связанных с гос-вом Сасанидов; стиль (одно из назв. – «умеренно зернённый») с 1–3 небольшими красными вставками и геометрич. фигурами из зерни (есть и колты). Стиль Котово – Можары (сер. 3 – сер. 4 вв.) представлен крупными подвесками с круглым, овальным, квадратным кабошоном сердолика в окантовке из витой металлич. «косички»; сложился в процессе эволюции более мелких изделий среднесарматского времени (Крым, Поволжье, до Приуралья). «Гуннский» П. с. (ок. 1-й пол. 5 в.) – в осн. ременные гарнитуры, диадемы, фибулы со вставками (часто россыпью) неправильной формы из граната, сердолика в отд. гнёздах на фоне золота или (чаще) позолоты (гл. обр. от Кавказа до Центр. Европы; в т. ч. Новогригорьевка, Шимлеул-Силванией, Унтерзибенбрунн, Нежин) и дериваты этого стиля на памятниках круга Шипово. П. с. «керченских катакомб» (кон. 4 – сер. 5 вв.) – вещи с перегородчатой инкрустацией, композиции создаются несложными формами вставок (красные, реже зелёные) и абрисом вещи. От этого стиля отличаются более сложным узором (в т. ч. вставки с волнистыми краем, в виде розеток и т. д.) и типами вещей «западные» П. с. сер. 5 – нач. 6 вв. (Апахида, могила Хильдерика в г. Турне и т. п.), связываемые с производств. центрами Средиземноморья. В стиле Варна – Кара-Агач (5–7 вв.) выполнены украшения, ременная гарнитура, оружие с красными (в осн. янтарь, сердолик) вставками между зернью, покрывающей почти всю поверхность вещи [от Центр. Азии до Кореи (импортный кинжал в Керимло), бассейна Печоры (локальная группа поясов в осн. в Прикамье; см. Харино), Нижнего Подунавья]. В рамках этих П. с. выделяют более мелкие подразделения, серии вещей и т. д. Прочие П. с. представлены в Вост. Европе единичными находками или относятся к др. эпохам. См. также Клуазоне.