Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОЛТ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 540

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Жилина
Колты из погребения у алтаря Борисоглебской церкви (Чернигов). Золото, скань, перегородчатая эмаль. 12 в. Эрмитаж (С.-Петербург).

КОЛТ (др.-рус. кълтъкъ), де­таль па­рад­но­го жен­ско­го го­лов­но­го убо­ра – мас­сив­ная под­вес­ка в фор­ме лун­ни­цы, по­лу­кру­га или поч­ти пол­но­го кру­га с по­лу­круг­лой дуж­кой. Час­то из­го­тав­ли­ва­лись из зо­ло­та или се­реб­ра. По внеш­не­му кон­ту­ру К. до­пол­нял­ся жем­чуж­ной об­ни­зью, ажур­ной кай­мой, лу­ча­ми из пи­ра­ми­док зер­ни, ска­ных или тис­нё­ных ко­ну­сов (звез­до­об­раз­ный, звезд­ча­тый К.), кай­мой из по­лых тис­нё­ных ша­ри­ков и др. К. под­ве­ши­вал­ся к го­лов­но­му убо­ру, в ря­де слу­ча­ев – ти­па вен­ца: на ме­тал­лич. це­поч­ках, в т. ч. с бляш­ка­ми, ор­на­мен­ти­ро­ван­ны­ми в той же юве­лир­ной тех­ни­ке, что и К.; на лен­тах, в т. ч. с ме­тал­лич. тис­нё­ны­ми пла­стин­ка­ми или ко­ло­доч­ка­ми, и др. Внут­ри К. мог иметь по­лость, за­пол­няв­шую­ся тка­нью, про­пи­тан­ной бла­го­во­ния­ми.

Вы­де­ля­ют­ся два осн. кру­га куль­тур, где убор, вклю­чав­ший К., по­лу­чил наи­бо­лее яр­кое раз­ви­тие. Один свя­зан с тра­ди­ция­ми Центр. Азии и ев­ра­зий­ских сте­пей. По-ви­ди­мо­му, на ос­но­ве т. н. ка­ла­че­вид­ных се­рёг с дуж­кой и ши­ро­кой по­лой ниж­ней ча­стью к сер. 1-го тыс. скла­ды­ва­ют­ся К. с лу­ча­ми слож­ной кон­ст­рук­ции, не­ред­ко обиль­но ук­ра­шен­ные зер­нью, с гра­на­то­вы­ми встав­ка­ми; есть К., на об­рат­ной сто­ро­не ко­то­рых зер­нью вы­пол­не­ны изо­бра­же­ния па­ры коз­лов по сто­ро­нам дре­ва с птич­кой на­вер­ху. Эти ук­ра­ше­ния встре­ча­ют­ся в ком­плек­сах эли­ты эпо­хи Ве­ли­ко­го пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов (в т. ч. с диа­де­ма­ми); из­вест­ны в осн. в сте­пи, на вос­то­ке – до Ал­тая, на юге – до тер­ри­то­рии совр. Кир­ги­зии, на за­па­де – до При­чер­но­мор­ских сте­пей.

Дру­гая тра­ди­ция скла­ды­ва­ет­ся в Ви­зан­тии ок. 9–11 вв., где про­то­ти­па­ми К., ве­ро­ят­но, бы­ли не­ко­то­рые ти­пы позд­не­ан­тич­ных (ран­не­ви­зан­тий­ских) се­рёг. Ви­зант. К. ста­ли ос­но­вой раз­ви­тия разл. форм К. у сла­вян в 11–13 вв. В др.-рус. па­рад­ном убо­ре бы­ли рас­про­стра­не­ны зо­ло­тые К. с пе­ре­го­род­ча­той эма­лью, зо­ло­тые и се­реб­ря­ные с чер­нью (в т. ч. с те­ра­то­ло­гич. ор­на­мен­том; см. в ст. Зве­ри­ный стиль). Во 2-й пол. 12 в. на Ру­си фор­ми­ру­ют­ся тис­нё­ные фи­ли­гран­ные (ска­но-зер­нё­ные) звезд­ча­тые К. Пер­во­на­чаль­но они вос­про­из­во­ди­ли фор­му лу­че­во­го ви­соч­но­го коль­ца и но­си­лись на лен­те или це­пи из бо­лее лёг­ких ви­соч­ных ко­лец. Позд­нее в верх­ней час­ти звезд­ча­тых К. оформ­ля­ет­ся не­боль­шая лун­ни­ца. Дра­го­цен­ные К., как пра­ви­ло, на­хо­дят в со­ста­ве др.-рус. кла­дов 12–13 вв. В куль­тур­ном слое го­ро­дов до нач. 14 в. встре­ча­ют­ся ли­тые ими­та­ции К. из не­дра­го­цен­ных ме­тал­лов. В 14–15 вв. в Моск. Ру­си К. со­еди­нял­ся с длин­ной жем­чуж­ной ря­сен­ной под­вес­кой.

Лит.: Ма­ка­ро­ва Т. И. Пе­ре­го­род­ча­тые эма­ли Древ­ней Ру­си. М., 1975; она же. Чер­не­вое де­ло Древ­ней Ру­си. М., 1986; Се­до­ва М. В. Юве­лир­ные из­де­лия древ­не­го Нов­го­ро­да. М., 1981; За­сец­кая И. П. Куль­ту­ра ко­чев­ни­ков юж­но­рус­ских сте­пей в гунн­скую эпо­ху (ко­нец IV–V вв.). СПб., 1994; Бо­га­чев А. В. К эво­лю­ции ка­ла­чи­ко­вид­ных се­рег IV–VII вв. в Вол­го-Ка­мье // Куль­ту­ры ев­ра­зий­ских сте­пей вто­рой по­ло­ви­ны I ты­ся­че­ле­тия н. э. Са­ма­ра, 1996; Ряб­це­ва С. С. О про­то­ти­пах древ­не­рус­ских кол­тов // Стра­ни­цы ис­то­рии рус­ской ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры. СПб., 1997; Жи­ли­на Н. В. Древ­не­рус­ские звезд­ча­тые кол­ты (схе­ма раз­ви­тия) // На­уч­ные чте­ния па­мя­ти В. М. Ва­си­лен­ко. М., 1997. Вып. 1.

Вернуться к началу