ЛЯ́ОСКИЕ НЕКРО́ПОЛИ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЯ́ОСКИЕ НЕКРО́ПОЛИ, погребальные памятники 10–12 вв., расположенные на территории северо-востока совр. Китая (в осн. в автономном р-не Внутренняя Монголия); принадлежали императорам гос-ва Ляо, служившим им аристократии киданей и кит. чиновникам.
Наиболее известен комплекс Ляоцинлин, в юж. пределах Большого Хингана, в 10 км от совр. м. Суболига (аймак Балинь правый). Включает ворота, от которых «Дорога духов» (длина 1300, ширина 3 м, с остатками построек по сторонам) вела к расположенным с востока на запад с интервалом 2 км мавзолеям императоров Шэн-цзуна (983–1031), Син-цзуна (1031–55), Дао-цзуна (1055–1100), захороненных вместе с императрицами; на территории центр. мавзолея – стела с вырезанным текстом «Дхарани-сутры». Пробные раскопки мавзолея Син-цзуна провели уездные чиновники при участии франц. миссионеров в 1914 и 1922; в 1930 могилы были ограблены по приказу ген. Тан Юйлиня. В 1939 япон. учёный Д. Тамура детально обследовал весь комплекс, работы продолжили местные археологи в 1949. Все мавзолеи включают подземные склепы из 3 осн. и 4 боковых камер. Лучше всех сохранился мавзолей Шэн-цзуна, где ступенчатый спуск ведёт в прямоугольную переднюю камеру, затем через короткие переходы следуют 8-угольная средняя и круглая задняя камеры; к передней и средней – с 2 сторон переходами присоединяются округлые боковые камеры (общие размеры 21,2 × 15,5 м; выс. 6,5 м). Стены выложены в 3 слоя, свод – в 2 слоя узорного кирпича на известковом растворе. Внутри отмечены остатки сложных дерев. конструкций с кровлей; полихромная настенная роспись известна благодаря публикациям япон. археологов: ок. 70 фигур в рост человека (стражников, конюхов, ведущих коней, музыкантов, придворных дам, чиновников) с детальной прорисовкой их причёсок и одежды (халаты запахнуты налево, т. е. «варварским», а не кит. способом). Образцом пейзажной живописи считаются фрески в центр. камере, изображающие 4 времени года; их связывают с сезонными походными лагерями императора (нобу). Из инвентаря сохранились только поминальные тексты, вырезанные на каменных «досках» кит. иероглифами и знаками малого киданьского письма (см. в ст. Киданьский язык; для расшифровки этой письменности билингвы Л. н. стали ценным источником).
Близ совр. г. Чифэн (р-н Хуншань) в 1954 раскопана могила, сооружённая в 959, принадлежавшая, судя по надписи на стеле, Цюйле, сыну Шулюй Лусу, старшего брата императрицы, и его жене Аогэ, дочери Елюй Абаоцзи (имп. Тай-цзу), основателя династии Ляо. Могила состоит из 2 осн. и 3 дополнит. кирпичных камер со сводчатым потолком, стены самой большой (задней) камеры обшиты кипарисовыми досками, внутри – кирпичный помост с дерев. перилами и полом, крытым войлоком, на котором стояли гробы. Среди находок – пояса, украшенные золотом; 8 полных наборов конской упряжи (в т. ч. оголовье, серебряная оправа сёдел, железные стремена); железные доспехи, палаши, наконечники копий и стрел; фарфоровые киданьские «чайники», повторяющие форму кожаных фляг, их изготавливали в гос. мастерских.
Наиболее ранние фрески Ляо обнаружены в 2 могилах (одна – 923) близ совр. пос. Баошань около г. Чифэн. В стилистике и сюжетах [Сиванму («Хозяйка Запада») и небесные феи, подношение вышитых тканей, известная куртизанка танского времени Ян Гуйфэй обучает попугая сутрам] прослеживается прямое влияние живописи предшествующей эпохи Тан; работа, очевидно, выполнялась кит. мастерами. В могиле М7 у совр. дер. Емаотай (у. Факу, пров. Ляонин) представлены фрески, изображающие конные и пешие фигуры с киданьской одеждой и причёской. Там же найдены дерев. саркофаг (в форме небольшого строения с четырёхскатной пирамидальной крышей, по 2 сторонам которого висели картины на шёлке) и каменный гроб (с вырезанными изображениями 4 «хранителей сторон света»); внутри – останки пожилой женщины, с погребальной маской, позолоченным поясом, ожерельем из янтаря и горного хрусталя. Среди находок – дерев. столики, стулья, ткани, в т. ч. шитые золотом; постоянное использование в узорах образа дракона указывает на принадлежность к имп. дому.
В архитектуре элитных могил часто из кирпича копировали дерев. конструктивные детали. Для ранних фресок обычны изображения всадников, позднее распространяются многофигурные композиции: выпас скота, охота, перекочёвки, игра в поло. Во многих погребениях (напр., изученных на территории аймака Кулунь сейма Чжэлиму) становится стандартным изображение на стенах могильного коридора процессий, отправляющихся в путь и возвращающихся домой. В средний и поздний период на покойников часто надевали бронзовые маски либо сетчатые покровы из позолоченных или бронзовых нитей; высокий статус подчёркивали короны из позолоченной или посеребрённой бронзы. В инвентаре почти нет оружия, конский убор заменяется символичным приношением железных стремян и бронзовых колокольчиков. Распространяются тёмно-зелёные и жёлтые, а затем и многоцветные фарфоровые сосуды. Фрески приобретают сложную структуру, может выделяться нижний уровень с процессиями чиновников и слуг и верхний – с бессмертными небожителями и журавлями, как символом долголетия. Часто встречаются изображения пира во дворце с участием музыкантов; иллюстрации к конфуцианской проповеди «сяо» (сыновней почтительности). В целом для позднего этапа Л. н. можно отметить заметную китаизацию всего погребального комплекса, в то же время отд. сюжеты киданьской живописи (отправление в путь), просто фигуры всадников и др. встречаются среди фресок в кит. могилах династии Сев. Сун (960–1127).