РЯ́ЖЕНИЕ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЯ́ЖЕНИЕ, обрядовое перевоплощение с применением ритуальной одежды. Р. с помощью масок и др. элементов костюма должно оставлять неузнанными участников обряда и призвано вызывать одновременно и страх (см. Оборотень) и смех; поэтому Р. используется в театрализов. обрядах как сакрального, так и комич. характера (см., напр., Качина). Ряженые изображали духов (часто с целью устрашения) во время инициаций, ритуалов тайных обществ и т. п.; в погребально-поминальной обрядности (см. в ст. Погребение) они представляли умерших; театрализов. представления с Р. включены в свадебный ритуал (см. Свадьба).
Наиболее изучено Р. в календарных обрядах европ. традиции. Обходные обряды с участием ряженых проводятся в периоды, когда предполагается активизация нечистой силы, – на День Всех Святых (см. Хэллоуин), во время Рождественского поста (в т. ч. во время посиделок) и особенно на Святки и Масленицу (см., напр., Кукеры), а также в обрядах весенне-летнего цикла (см. Майское дерево, Пеперуда, Русалии, Иванов день). При святочно-масленичном Р. распространены зооморфные («коза», «кобыла», «журавль» и др.) и сатирич. («цыган», «еврей», «солдат», «нищий», «доктор», «поп» и др.) образы. Характерны намеренное безобразие ряженых (изображение горба, хромоты, лохматость, закрашивание лица сажей, ношение рваной или вывернутой наизнанку одежды и т. п.), трансвестизм (изображение мужчинами женщин и наоборот), буйное и непристойное поведение. Представления с участием ряженых обычно изображают символич. «свадьбу» либо «смерть» и «похороны» гл. персонажа, иногда пародируют богослужение и т. п. Вместе с тем на Рождество и Святки могут ходить «чистые», «тихие» ряженые, разыгрывающие библейские сцены (см. также Колядование). Р. осуждается Церковью; по окончании обряда его участники должны пройти очистит. обряды (напр., омовение на Крещение после Святок) и покаяние (напр., после Масленицы на Великий пост).