Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЯ́ЖЕНИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 149-150

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Смирницкая

РЯ́ЖЕНИЕ, об­ря­до­вое пе­ре­во­пло­ще­ние с при­ме­не­ни­ем ри­ту­аль­ной оде­ж­ды. Р. с по­мо­щью ма­сок и др. эле­мен­тов кос­тю­ма долж­но ос­тав­лять не­уз­нан­ны­ми уча­ст­ни­ков об­ря­да и при­зва­но вы­зы­вать од­но­вре­мен­но и страх (см. Обо­ро­тень) и смех; по­это­му Р. ис­поль­зу­ет­ся в те­атра­ли­зов. об­ря­дах как са­краль­но­го, так и ко­мич. ха­рак­те­ра (см., напр., Качина). Ря­же­ные изо­бра­жа­ли ду­хов (час­то с це­лью уст­ра­ше­ния) во вре­мя ини­циа­ций, ри­туа­лов тай­ных об­ществ и т. п.; в по­гре­баль­но-по­ми­наль­ной об­ряд­но­сти (см. в ст. По­гре­бе­ние) они пред­став­ля­ли умер­ших; те­ат­ра­ли­зов. пред­став­ле­ния с Р. вклю­че­ны в сва­деб­ный ри­ту­ал (см. Свадь­ба).

Ряженые на Святки у русских крестьян. Гравюра А. И. Зубчанинова по рисунку П. Е. Коверзнева. 1880-е гг.

Наиболее изучено Р. в ка­лен­дар­ных об­ря­дах ев­роп. тра­ди­ции. Об­ход­ные об­ря­ды с участием ря­же­ных проводятся в пе­рио­ды, ко­гда пред­по­ла­га­ет­ся ак­ти­ви­за­ция не­чис­той си­лы, – на День Всех Свя­тых (см. Хэл­лоу­ин), во вре­мя Ро­ж­де­ст­вен­ско­го по­ста (в т. ч. во вре­мя по­си­де­лок) и осо­бен­но на Свят­ки и Мас­ле­ни­цу (см., напр., Ку­ке­ры), а так­же в об­ря­дах ве­сен­не-лет­не­го цик­ла (см. Май­ское де­ре­во, Пе­пе­ру­да, Ру­са­лии, Ива­нов день). При свя­точ­но-мас­ле­нич­ном Р. рас­про­стра­не­ны зоо­морф­ные («ко­за», «ко­бы­ла», «жу­равль» и др.) и са­ти­рич. («цы­ган», «ев­рей», «сол­дат», «ни­щий», «док­тор», «поп» и др.) об­ра­зы. Ха­рак­тер­ны на­ме­рен­ное без­обра­зие ря­же­ных (изо­бра­же­ние гор­ба, хро­мо­ты, лох­ма­тость, за­кра­ши­ва­ние ли­ца са­жей, но­ше­ние рва­ной или вы­вер­ну­той на­из­нан­ку оде­ж­ды и т. п.), транс­ве­стизм (изо­бра­же­ние муж­чи­на­ми жен­щин и на­обо­рот), буй­ное и не­при­стой­ное по­ве­де­ние. Пред­став­ле­ния с уча­сти­ем ря­же­ных обыч­но изо­бра­жа­ют сим­во­лич. «свадь­бу» ли­бо «смерть» и «по­хо­ро­ны» гл. пер­со­на­жа, ино­гда па­ро­ди­ру­ют бо­го­слу­же­ние и т. п. Вме­сте с тем на Ро­ж­де­ст­во и Свят­ки мо­гут хо­дить «чис­тые», «ти­хие» ря­же­ные, ра­зыг­ры­ваю­щие биб­лей­ские сце­ны (см. так­же Ко­ля­до­ва­ние). Р. осу­ж­да­ет­ся Цер­ко­вью; по окон­ча­нии об­ря­да его уча­ст­ни­ки долж­ны прой­ти очи­стит. об­ря­ды (напр., омо­ве­ние на Кре­ще­ние по­сле Свя­ток) и по­кая­ние (напр., по­сле Мас­ле­ни­цы на Ве­ли­кий пост).

Лит.: Ви­но­гра­до­ва Л. Н., Плот­ни­ко­ва А. А. Ря­же­ние // Сла­вян­ские древ­но­сти. М., 2009. Т. 4.

Вернуться к началу