Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́БОРОТЕНЬ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 522

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




О́БОРОТЕНЬ, в ма­ги­че­ских пред­став­ле­ни­ях че­ло­век, спо­соб­ный при по­мо­щи кол­дов­ст­ва пре­вра­щать­ся в дру­гих лю­дей, пред­мет, ча­ще – в жи­вот­но­го. Обо­рот­ни­че­ст­во при­пи­сы­ва­лось кол­ду­нам и ведь­мам, де­мо­нич. су­ще­ст­вам (ру­сал­кам, во­дя­ным и т. п.), бы­ло по­сто­ян­ным сю­же­том вол­шеб­ных ска­зок, бы­ли­чек и др. В ев­ра­зий­ской тра­ди­ции наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны мо­ти­вы пре­вра­ще­ния О. в вол­ка (слав. – вол­ко­лак; древ­ней­шее сви­де­тель­ст­во – о кн. Все­сла­ве Бря­чи­сла­ви­че По­лоц­ком в «Сло­ве о пол­ку Иго­ре­ве»), со­ба­ку, кош­ку, сви­нью, зай­ца, птиц (во­ро­ну, со­ро­ку, ку­куш­ку и т. п.), мед­ве­дя (см. Мед­ве­жий празд­ник), ти­гра и др. Че­ло­век мог пре­вра­тить­ся в О. и не­воль­но, став жерт­вой вре­до­нос­ной ма­гии (об обо­рот­ни­че­ст­ве как пси­хич. рас­строй­стве см. Ли­кан­тро­пия). Об­ря­до­вой ими­та­ци­ей обо­рот­ни­че­ст­ва вы­сту­па­ет ря­же­ние.

Лит.: Ви­но­гра­до­ва Л. Н. Обо­рот­ни­че­ст­во // Сла­вян­ские древ­но­сти. М., 2004. Т. 3.

Вернуться к началу