Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОЛДОВСТВО́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 461

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОЛДОВСТВО́, про­фес­сио­наль­ное за­ня­тие ма­ги­ей, при ко­то­рой кол­дун всту­па­ет в кон­такт с по­ту­сто­рон­ни­ми си­ла­ми (де­мо­на­ми, ду­ха­ми пред­ков, при­ро­ды и др.). По тра­диц. по­верь­ям, кол­ду­на­ми ста­но­ви­лись при осо­бых об­стоя­тель­ст­вах ро­ж­де­ния (напр., у сла­вян, ес­ли в се­мье под­ряд рож­да­лось семь маль­чи­ков, седь­мой имел врож­дён­ную спо­соб­ность к К.) или в ре­зуль­та­те по­свя­ще­ния; в по­след­нем слу­чае кол­дов­ское зна­ние мог­ло пе­ре­да­вать­ся по на­след­ст­ву. Счи­та­лось, что кол­дун не мог уме­реть, не пе­ре­дав сво­его зна­ния дру­го­му (в т. ч. без его ве­до­ма). В хри­сти­ан­ской тра­ди­ции рас­про­стра­нён мо­тив при­об­ре­те­ния кол­дов­ско­го зна­ния в ре­зуль­тате до­го­во­ра с дья­во­лом. Раз­ли­ча­лись «силь­ные» и «сла­бые» кол­ду­ны. Жен­щи­ны, за­ни­маю­щие­ся К., на­зы­ва­лись ведь­ма­ми. За­ня­тие К. час­то при­пи­сы­ва­лось чу­же­род­цам, лю­дям осо­бых про­фес­сий – куз­не­цам, пас­ту­хам, мель­ни­кам, па­сеч­ни­кам, охот­ни­кам и т. п.

Кол­ду­ны за­ни­ма­лись в осн. вре­до­нос­ной (на­во­ди­ли пор­чу на лю­дей и скот, по­се­вы, пчёл, вы­зы­ва­ли бо­лез­ни, за­су­ху, град, бу­рю, сол­неч­ные и лун­ные зат­ме­ния, на­сы­ла­ли мы­шей, змей, на­се­ко­мых и т. п.) и лю­бов­ной ма­ги­ей, га­да­ни­ем; мог­ли при­но­сить и доб­ро (из­ле­чить бо­лезнь, от­вес­ти ту­чу, пре­ду­пре­дить об опас­но­сти). У ря­да на­ро­дов они вы­пол­ня­ли роль друж­ки в сва­деб­ном ри­туа­ле, ох­ра­няя свадь­бу (др. кол­дун, не при­гла­шён­ный на свадь­бу, мог ис­пор­тить её; в слав. тра­ди­ции рас­про­стра­нён мо­тив по­един­ка ме­ж­ду кол­ду­ном, ох­ра­няю­щим свадь­бу, и при­шлым, же­лаю­щим её ис­пор­тить). Что­бы по­сле смер­ти кол­дун не стал вам­пи­ром, его хо­ро­ни­ли осо­бым об­ра­зом. Су­ще­ст­во­ва­ли разл. спо­со­бы рас­по­зна­ния и обез­вре­жи­ва­ния кол­ду­нов.

В не­ко­то­рых куль­ту­рах спе­циа­ли­зи­ро­ван­ное К. при­ни­ма­ет фор­му ша­ма­низ­ма.

Лит.: Лев­ки­ев­ская Е. Е. Кол­дун // Сла­вян­ские древ­но­сти. М., 1999. Т. 2; Вла­со­ва М. Н. Рус­ские суе­ве­рия. 3-е изд. СПб., 2001.

Вернуться к началу