НА́УС
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НА́УС, отдельно стоящее за пределами поселения здание для погребений, как трупоположений, так и очищенных костей (в т. ч. в оссуариях). Может быть из глины, камня или кирпича, одно- или многокамерным, наземным или в разной степени углублённым. Считается, что термин греч. происхождения (вероятно, связан с ναός – храм); заимствован араб. и перс. авторами для обозначения любых погребальных немусульманских построек. В археологич. лит-ре чаще всего соотносится с зороастрийским погребальным обрядом, предусматривающим избегание контакта останков с землёй. Н. распространены на территории Ср. Востока, особенно древних земледельч. областей Ср. Азии (Согд, Бактрия, Хорезм, среднее течение Сырдарьи), Маргианы, вост. Парфии и др. Их строгая типология не создана.
Наиболее раннее (1-я пол. 3 в. до н. э.) сооружение, которое с оговорками можно квалифицировать как Н., – мавзолей за стенами городища Ай-Ханум (Бактрия). Это немного заглублённое прямоугольное сооружение с центр. коридором, перпендикулярно которому друг против друга находились открытые в коридор сводчатые погребальные камеры. Позднее известны многокамерные (напр., Ай-Ханум, Дальверзин-Тепе, Тепаи-Шах, Пайкенд, Мерв Древний) и однокамерные (Тепа-Шах, Пенджикент, Кафыр-Кала и др.) наземные квадратные или прямоугольные в плане постройки. В Сев. Бактрии (напр., Дабиль-Курган, Шуроб-Курган) есть случаи, когда Н. сочетал квадратную с купольным перекрытием камеру для поминальных церемоний и погребальную камеру со сводом. На территории Чача раскопаны квадратные подземные погребальные сооружения с купольным перекрытием и длинным входом-дромосом, которые также квалифицируют как Н.
В округе Мерва изучался уникальный Н. 4–8 вв. н. э.: квадратный в плане (34 × 35 м), с квадратным двором, по периметру которого расположены погребальные камеры. Там одновременно практиковались трупоположения и захоронения очищенных костей в сосудах, оссуариях, керамич. гробах цилиндрич. формы; в последний период, наряду с зороастрийскими, появляются синхронные христианские захоронения в могилах из жжёного кирпича с выкладкой в виде креста; на крышках и стенках некоторых оссуариев имелись надписи квадратным евр. письмом, содержавшие имена усопших, а иногда их отцов. Бо́льшая часть Н. в Ср. Азии перестала функционировать после араб. завоевания и утверждения ислама. Наиболее поздние Н. датированы кон. 8 в.