ОССУА́РИЙ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОССУА́РИЙ (лат. ossuarium, от лат. os, род. п. ossis – кость), в широком значении слова – специальное хранилище костей умерших людей. Такие погребения известны во многих культурах начиная с неолита.
В отеч. археологич. и востоковедч. литературе О. – специально изготовленный сосуд, в котором, согласно зороастрийскому погребальному обряду, сохраняли предварительно очищенные от мягких тканей кости умерших людей. О. бывают керамич., алебастровые, каменные. Распространены на территории ряда историко-культурных областей Ср. Азии, в осн. в междуречье Сырдарьи и Амударьи. В древних зороастрийских и в парсийских текстах для О. используется термин «астодон» (astodān) – вместилище костей, но большинство исследователей считают, что так называли и О., и наусы. Впервые О. были обнаружены Н. И. Веселовским в 1885 во время раскопок на Афрасиабе и определены им как «глиняные гробы огнепоклонников».
Древнейшие (5–4 вв. до н. э.) зороастрийские захоронения очищенных костей в керамич. сосудах зафиксированы на могильнике Тарым-кая в Хорезме. Появление именно О. ок. 1 в. до н. э. связывают с Хорезмом, где выявлено наибольшее количество типов О., в т. ч. известная только здесь группа статуарных О. (полые керамич. статуи в осн. мужчины или сидящей женщины, выс. до 1 м; считается, что это изображение умерших в виде хтонических божеств). Известны и О. в виде животных, напр. коня; уникальна крышка О. в виде головы барана. Есть О. в виде архит. сооружений, напр. круглой в плане крепости с прямоугольными в плане башнями и стреловидными бойницами. Видимо, к кон. 3 или нач. 4 в. н. э. на территории Хорезма формируется осн. тип местных О. – прямоугольные или овальные в плане керамич. или алебастровые ящики, обычно на ножках, которые сверху закрывались 4-скатными или полукруглыми в разрезе сводчатыми крышками. Иногда отверстие было в боковой стенке и закрывалось плоской крышкой. Навершия-ручки крышек нередко были зооморфными, чаще всего это фигурки птиц, но встречаются и головы барана или быка.
Вероятно, около рубежа 4 и 5 вв. н. э. О. (в осн. ящичные) появляются на территории Согда, затем в Чаче и Семиречье. Наибольшее количество найдено в Согде, где мн. ящичные О. отличаются богатым и разнообразным декором, часто покрывавшим всю внешнюю поверхность сосуда. В орнаментации прослеживаются позднеэллинистические, иудейские, христианские мотивы; встречается зороастрийская символика: напр., на стенке одного из О. изображены высокий горящий алтарь и по обе стороны от него служители-жрецы с прикрытыми повязками лицами. Особая группа согдийских ящичных О. имеет 4-скатную крышку, увенчанную антропоморфным или зооморфным изображением; стенки и крышка полностью покрыты аркадой, где в пролётах арок помещены фигуры мужчин и женщин с ритуальными предметами. По мнению большинства исследователей, это – фигуры божеств согдийского пантеона, возможно, сопоставимых с бессмертными святыми из Авесты – Амеша-Спентами. Изображения на согдийских О. оттискивались по сырой глине, скорее всего, при помощи дерев. матрицы.
После араб. завоевания Ср. Азии и утверждения здесь ислама погребения по зороастрийскому обряду, в т. ч. в О., прекращаются. На осн. территории распространения О. датируются не позднее сер. 8 в., лишь в Семиречье есть О. 9 в.