ПРА́ЗДНИК
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРА́ЗДНИК, в традиц. культуре комплекс общественных ритуалов, сопровождающих важнейшие обряды жизненного цикла (инициацию, свадьбу, погребение) или отмечающих переломную дату календарного цикла (см. Календарные обряды) либо память к.-л. события.
В архаич. культуре П. – важное событие в жизни коллектива, в котором обязаны принимать участие все его члены. Во время П. активизируются связи коллектива с сакральным миром (часто отождествляемым с загробным миром – вследствие этого мн. П. так или иначе ассоциируются с предков культом). Контакты с этим миром, связанные с риском, требуют от участников П. неукоснит. соблюдения традиции. Сакральное содержание П. передаётся в сопровождающих его обрядах, театрализов. представлениях (часто в двух формах – серьёзной и комической, пародийной; см., напр., Вертеп), мифах и др. формах устного творчества. Для участников П. обязательны как буйное веселье, смех, обсценное поведение, так и ритуальная скорбь, плач. Необходимый элемент П. – обильная трапеза, включающая хмельные напитки. Во многих языках сакральная сущность П. отражена в его названии (англ. holiday, польск. świᶒto, рус. Святки).
П. прерывает обычное течение времени и служит дискретному его восприятию. Поэтому символика П. направлена на выделение его и противопоставление обыденной жизни. Это отражено как во внешнем оформлении П. (шум, яркое и необычное убранство, костюмы, долженствующие преобразить не только внешний облик участников, но и их внутр. сущность, особая еда и т. п.), так и в нарушении во время П. существующих в обществе запретов, в инверсии социальных норм и отношений (высокого и низкого, мужского и женского, господ и слуг и т. п.); тот же смысл имеет запрет на работу в П. (отсюда слав. слово «П.» – от старослав. «праздный» – «порожний», «пустой»). Важное значение поэтому приобретает финал П., маркирующий смену норм поведения. Обряды конца П., обычно составляющие кульминацию, символизируют его «проводы», «смерть», «похороны» и выпроваживание связанных с ним персонажей потустороннего мира (см., напр., Карнавал, Масленица), очищение участников П. от контактов с ними (см. Люстрация) и возвращение к общепринятым нормам поведения (так, конец особенно буйно празднуемых Святок и Масленицы отмечался церковными обрядами покаяния и очищения).