Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРА́ЗДНИК

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 380

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПРА́ЗДНИК, в традиц. куль­ту­ре ком­плекс об­ще­ст­вен­ных ри­туа­лов, со­про­во­ж­даю­щих важ­ней­шие об­ря­ды жиз­нен­но­го цик­ла (ини­циа­цию, свадь­бу, по­гре­бе­ние) или от­ме­чаю­щих пе­ре­лом­ную да­ту ка­лен­дар­но­го цик­ла (см. Ка­лен­дар­ные об­ря­ды) ли­бо па­мять к.-л. со­бы­тия.

В ар­ха­ич. куль­ту­ре П. – важ­ное со­бы­тие в жиз­ни кол­лек­ти­ва, в ко­то­ром обя­за­ны при­ни­мать уча­стие все его чле­ны. Во вре­мя П. ак­ти­ви­зи­ру­ют­ся свя­зи кол­лек­ти­ва с са­краль­ным ми­ром (час­то ото­жде­ст­в­ляе­мым с за­гроб­ным ми­ром – вслед­ст­вие это­го мн. П. так или ина­че ас­со­ции­ру­ют­ся с пред­ков куль­том). Кон­так­ты с этим ми­ром, свя­зан­ные с рис­ком, тре­бу­ют от уча­ст­ни­ков П. не­укос­нит. со­блю­де­ния тра­ди­ции. Са­краль­ное со­дер­жа­ние П. пе­ре­да­ёт­ся в со­про­во­ж­даю­щих его об­ря­дах, те­ат­ра­ли­зов. пред­став­ле­ни­ях (час­то в двух фор­мах – серь­ёз­ной и ко­ми­че­ской, па­ро­дий­ной; см., напр., Вер­теп), ми­фах и др. фор­мах уст­но­го твор­че­ст­ва. Для участ­ни­ков П. обя­за­тель­ны как буй­ное ве­се­лье, смех, обс­цен­ное по­ве­де­ние, так и ри­ту­аль­ная скорбь, плач. Не­об­хо­ди­мый эле­мент П. – обиль­ная тра­пе­за, вклю­чаю­щая хмель­ные на­пит­ки. Во мно­гих язы­ках са­краль­ная сущ­ность П. от­ра­же­на в его на­зва­нии (англ. holiday, польск. świto, рус. Свят­ки).

П. пре­ры­ва­ет обыч­ное те­че­ние вре­ме­ни и слу­жит дис­крет­но­му его вос­при­ятию. По­это­му сим­во­ли­ка П. на­прав­ле­на на вы­де­ле­ние его и про­ти­во­пос­тав­ление обы­ден­ной жиз­ни. Это от­ра­же­но как во внеш­нем оформ­ле­нии П. (шум, яр­кое и не­обыч­ное уб­ран­ст­во, кос­тю­мы, дол­жен­ст­вую­щие пре­об­ра­зить не толь­ко внеш­ний об­лик уча­ст­ни­ков, но и их внутр. сущ­ность, осо­бая еда и т. п.), так и в на­ру­ше­нии во вре­мя П. су­ще­ст­вую­щих в об­ще­ст­ве за­пре­тов, в ин­вер­сии со­ци­аль­ных норм и от­но­ше­ний (вы­со­ко­го и низ­ко­го, муж­ско­го и жен­ско­го, гос­под и слуг и т. п.); тот же смысл име­ет за­прет на ра­бо­ту в П. (от­сю­да слав. сло­во «П.» – от ста­ро­слав. «празд­ный» – «по­рож­ний», «пус­той»). Важ­ное зна­чение по­это­му при­об­ре­та­ет фи­нал П., мар­ки­рую­щий сме­ну норм по­ве­де­ния. Об­ря­ды кон­ца П., обыч­но со­став­ляю­щие куль­ми­на­цию, сим­во­ли­зи­ру­ют его «про­во­ды», «смерть», «по­хо­ро­ны» и вы­про­ва­жи­ва­ние свя­зан­ных с ним пер­со­на­жей по­ту­сто­рон­не­го ми­ра (см., напр., Кар­на­вал, Мас­ле­ни­ца), очи­ще­ние участ­ни­ков П. от кон­так­тов с ни­ми (см. Лю­стра­ция) и воз­вра­ще­ние к об­ще­при­ня­тым нор­мам по­ве­де­ния (так, ко­нец осо­бен­но буй­но празд­нуе­мых Свя­ток и Мас­ле­ни­цы от­ме­чал­ся цер­ков­ны­ми об­ря­да­ми по­кая­ния и очи­ще­ния).

Лит.: Аб­ра­мян Л. А. Пер­во­быт­ный празд­ник и ми­фо­ло­гия. Ер., 1983; То­по­ров В. Н. Празд­ник // Ми­фы на­ро­дов ми­ра. 2-е изд. М., 1988. Т. 2; Эли­аде М. Свя­щен­ное и мир­ское. М., 1994; Пропп В. Я. Рус­ские аг­рар­ные празд­ни­ки. М., 2004; Тол­стая С. М. Празд­ник // Сла­вян­ские древ­но­сти. М., 2009. Т. 4.

Вернуться к началу