Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАПИ́ТКИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 24-25

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НАПИ́ТКИ, важ­ней­ший эле­мент куль­ту­ры пи­та­ния, про­дукт, уто­ляю­щий жа­ж­ду (про­хла­ди­тель­ные Н.), а так­же ча­сто ока­зы­ва­ющий оп­ре­де­лён­ное пси­хо­троп­ное воз­дей­ст­вие – воз­бу­ж­даю­щее (то­ни­зи­рую­щие Н.), опь­я­няю­щее (ал­ко­голь­ные Н.), гал­лю­ци­но­ген­ное (напр., ка­ва). Сырь­ём для Н. слу­жат обыч­но са­ха­ри­стые про­дук­ты – мёд, фрук­то­вые и дре­вес­ные со­ки (напр., бе­рё­зо­вый, кле­но­вый, ко­ко­со­вой паль­мы, са­хар­ной паль­мы), ба­нан, ага­ва, са­хар­ный тро­ст­ник и др.; у на­ро­дов сре­ди­зем­но­мор­ско­го бас­сей­на с раз­ви­тым зем­ле­де­ли­ем Н. из­го­тов­ля­лись в осн. из ви­но­гра­да, в стра­нах с уме­рен­ным кли­ма­том – из зер­на; у ско­то­водч. на­ро­дов – из мо­ло­ка.

Праздник: вверху – пьющие пиво (слева – из соломинок из общего сосуда); внизу – музыканты. С печати из царских гробниц Ура. Сер. 3-го тыс. до н. э.

Ес­теств. про­хла­дит. Н. слу­жат во­да (в ко­то­рую так­же до­бав­ля­ют разл. аро­ма­тич. до­бав­ки, мёд и т. п.) и со­ки (в т. ч. ди­ких ра­сте­ний: ди­ких ар­бу­зов в Ка­ла­ха­ри, серд­це­ви­ны как­ту­сов в Мек­си­ке, дре­вес­ные со­ки и т. п.). Про­хла­дит. Н. из­го­тов­ля­ют­ся так­же на ос­но­ве фрук­тов (напр., шер­бет на Пе­ред­нем Вос­то­ке, укр. взвар), зла­ков (от­вар дроб­лё­ных под­жа­рен­ных про­ся­ных или ри­со­вых зё­рен), у ско­то­водч. на­ро­дов – на ос­но­ве цель­но­го, сня­то­го или кис­ло­го мо­ло­ка, иног­да с до­бав­ле­ни­ем кро­ви, со­ли, са­ха­ри­стых ве­ществ, аро­ма­тич. трав и т. д. К про­хла­дит. Н. от­но­сят­ся и Н. со сла­бым со­дер­жа­ни­ем ал­ко­го­ля на фрук­то­вой, зер­но­вой (напр., квас) и мо­лоч­ной (см. в ст. Ки­сло­мо­лоч­ные про­дук­ты) ос­но­ве.

Ал­ко­голь­ные (от 1,2% со­дер­жа­ния спир­та) и гал­лю­ци­но­ген­ные Н. со­став­ля­ют важ­ную часть куль­ту­ры празд­ни­ка; их упот­реб­ле­ние вхо­дит во мно­гие ре­лиг. ри­туа­лы, в ми­фо­ло­гии им при­пи­сы­ва­ют­ся бо­же­ст­вен­ное про­ис­хо­ж­де­ние и вол­шеб­ные свой­ст­ва (напр., сканд. ми­фы о «мё­де по­эзии», ин­дои­ран­ские ми­фы о со­ме/хао­ме). Древ­ней­шее про­ис­хо­ж­де­ние име­ют сла­бо­ал­ко­голь­ные Н., при­го­тов­лен­ные с по­мо­щью ес­теств. бро­же­ния сы­рья – ви­но­град­но­го (ви­но), фрук­то­во­го (пло­до­вые ви­на, напр. яб­лоч­ный сидр), а так­же дре­вес­но­го со­ка (напр., паль­мо­вое ви­но), ага­вы (пуль­ке), мё­да, зер­на (пи­во, про­ся­ная бу­за), мо­ло­ка (ку­мыс). С эпо­хи Сред­не­ве­ко­вья по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние креп­кие ал­ко­голь­ные на­пит­ки. Пе­ре­гон­ный ап­па­рат для дис­тил­ля­ции спир­та был изо­бре­тён алек­сан­д­рий­ски­ми (1–3 вв.) и за­тем араб­ски­ми (9–10 вв.) ал­хи­ми­ка­ми. Пер­вые све­де­ния о дис­тил­ля­ции спир­та в Ев­ро­пе (лат. aqua vitae – жи­вая во­да) от­но­сят­ся к Ита­лии 12 в. Пер­во­на­чаль­но креп­кие ал­ко­голь­ные Н. ис­поль­зо­ва­лись в мед. це­лях, с позд­него Сред­не­ве­ко­вья во­шли в бы­то­вую куль­ту­ру. С эпо­хи Вел. гео­гра­фич. от­кры­тий креп­кие ал­ко­голь­ные Н. из­го­тов­ля­ют­ся не толь­ко на тра­диц. ви­но­град­ной, пло­до­вой или зер­но­вой ос­но­ве, но и из са­хар­но­го тро­ст­ни­ка (вест-инд­ский ром), ага­вы (мекс. те­ки­ла), ко­ко­со­во­го со­ка (ар­рак в Юж. и Юго-Вост. Азии) и др. Рас­про­стра­не­ние креп­ких ал­ко­голь­ных на­пит­ков соз­да­ло проб­ле­му ал­ко­го­лиз­ма.

То­ни­зи­рую­щие Н. тра­ди­ци­он­но бы­ли рас­про­стра­не­ны в разл. ре­гио­нах ми­ра – чай в Вост. Азии, ко­фе в Пе­ред­ней Азии, Вост. и Сев. Аф­ри­ке, Н. из ко­лы – в Зап. Аф­ри­ке, из ка­као – в Ме­зо­аме­ри­ке, из ко­ки и па­ра­гвай­ско­го па­ду­ба (ма­тэ) – в Юж. Аме­ри­ке. В Но­вое вре­мя они по­лу­чи­ли по­все­ме­ст­ное рас­про­стра­не­ние.

Лит.: Ару­тю­нов С., Вайн­хольд Р. На­пит­ки // Свод эт­но­гра­фи­че­ских по­ня­тий и тер­ми­нов. М., 1989. Вып. 3: Ма­те­ри­аль­ная куль­ту­ра; Хмель­ное и иное: На­пит­ки на­ро­дов ми­ра / Отв. ред. С. А. Ару­тю­нов, Т. А. Во­ро­ни­на. М., 2008.

Вернуться к началу