МУ́МИЯ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУ́МИЯ (предположительно от перс. – битум), тело, сохраняющее мягкие ткани (кожу и обезвоженные мышцы) продолжительное время после смерти. Мумификация может быть естественной и преднамеренной. Последняя (в т. ч. бальзамирование) нередко связана с религ. представлениями (напр., в Древнем Египте), ставящими бессмертие человека в зависимость от материальной сохранности тела. Преднамеренно мумифицированное тело животного также называют мумией.
Отсутствие условий для гниения способствовало естеств. сохранению М. в пустынях [напр., в додинастич. Египте, Таримской впадине в Синьцзяне; к древнейшим (8-е тыс. до н. э.) относят находку в пещере Духа (Спирит) в штате Невада, США], высокогорьях [напр., «Ледяной человек» («Отци»), замёрзший в Альпах ок. 3300 до н. э.; Мощевая Балка на Кавказе; дети, принесённые в жертву инками в Андах], вечной мерзлоте, напр. в Гренландии (М. местного населения – инуитов, некоторые возрастом до 500 лет), сфагновых болотах (напр., жертвы казни или приношений на севере Европы в период железного века) и др.
Древнейшие М., подвергнутые тщательной консервации, известны в культуре чинчорро (побережье совр. Чили и Перу; с 7-го тыс. до н. э.). К 6-му тыс. до н. э. относится предположительно преднамеренно мумифицированное погребение мальчика, обнаруженное в Центр. Сахаре. В Сахаре найдена и М., названная «Рыжик» (по цвету волос), которая была погребена непосредственно в горячем песке в сопровождении керамич. сосудов (ок. 3300 до н. э.; хранится в Британском музее). В Древнем Египте для мумификации применялась сложная процедура: мозг удалялся, внутренние органы (кроме сердца) удалялись и помещались в канопы; тело обрабатывалось натроном (вид соды), после чего обёртывалось в льняные бинты и пелены, под которые клали религ. тексты, амулеты. Ритуал мог длиться 70 дней, сопровождаясь церемониями, кульминацией которых был обряд Отверзания уст и очей, символически возрождавший готовую М. к жизни. В Египте найдено и более 1 млн. М. животных, почитавшихся священными, гл. обр. кошек, также быков, крокодилов, ибисов и др. (в осн. датируются 1-м тыс. до н. э.) Мумификация упоминается в Библии: «повелел Иосиф слугам своим – врачам, бальзамировать отца своего; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней; ибо столько дней употребляется на бальзамирование» (Быт. 50.2–3). По данным др.-греч. источников, персы сохраняли тела покойных высокого социального ранга при помощи воска.
В Центр. и Вост. Азии древнейшая М. (2-е тыс. до н. э.) найдена в пустыне Такла-Макан (Синьцзянь), где мумификация стала возможной благодаря сочетанию уникальных климатич. условий и ритуальных действий при подготовке тела к погребению. В Древнем Китае и Юж. Сибири в ряде случаев сохранности М. способствовала ртуть (Мавандуй, Фэнхуаньшань, Ак-Алаха и др.). На Алтае всесторонне изучены М. сер. 1-го тыс. до н. э. пазырыкской культуры, где их сохранности способствовали линзы льда, заполнявшие могильные срубы после погребения. Кроме бальзамирования (могли использовать смолу с добавлением воска и мёда), практиковали трепанацию черепа, из него извлекали мозг, наполняли сухой травой и лошадиной шерстью; тело освобождали от внутренних органов и иногда от мышц, наполняли землёй и корешками трав; в глазницах обнаружены глинистая масса и воск (ближайшая аналогия – в тагарской культуре и посмертные маски таштыкской культуры).
В христианской традиции мумифицированные тела святых являются одной из разновидностей мощей. В европ. ср.-век. медицине применялся измельчённый порошок из М. Для театральных представлений до 19 в. из М. изготавливали краску Caput mortuum (мёртвая голова). С 19 в. идея сохранения тела после смерти получила новые воплощения. В 1830-х гг. И. Бентам (Великобритания) завещал экспонировать своё туловище, одетое в обычную одежду, в университетском колледже Лондона. В 1881, согласно предсмертному желанию, были забальзамированы останки Н. И. Пирогова (впервые применялась смесь тимола и салициловой кислоты). Мумификация тела В. И. Ленина вызвала распространение подобной практики в отношении вождей ряда социалистич. стран, в осн. на Востоке (Хо Ши Мин во Вьетнаме, и др.).