МОЩЕВА́Я БА́ЛКА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОЩЕВА́Я БА́ЛКА (назв. – от «мощи»), могильник 8–9 вв. на юж. оконечности Бескесского хребта, в 5 км к юго-юго-востоку от пос. Курджиново (Урупский р-н Карачаево-Черкесии, Россия). Расположен у слияния р. Большая Лаба и ручья Мощевого (выс. ок. 100 м от уровня Большой Лабы, 938 м от уровня моря). Известен с кон. 19 в., неоднократно подвергался разграблению. Первые науч. обследования и сборы Н. И. Веселовского (1901–02, 1907), краеведа Н. И. Воробьёва (1905). Сборы, доследование отд. погребений, общие описания Н. В. Анфимова, А. А. Иессена в 1950, Е. А. Милованова, Е. П. Алексеевой в 1960–1970-е гг., А. А. Иерусалимской в 1969, 1973–74, И. С. Каменецкого в 1978, В. Н. Каминского в 1978, 1983; наиболее систематич. работы провёл Е. И. Савченко в 1980–82 (зафиксировано 568 погребений, в т. ч. 36 непотревоженных).
Могильник связан с городищем Мощевое, располагавшимся на плато Бескесского хребта (уничтожено лесоразработками в 1960–70-е гг.); занимает скальный уступ с относительно ровной площадкой (ширина 2–14 м), перекрытый козырьком навеса скалы, который защищает площадку от влаги. Гробницы (подпрямоугольные, иногда близкие квадрату или подтреугольные, подгонялись под рост и позу погребённых) пристраивались друг к другу от скалы к обрыву; построены из подтёсанных плит песчаника, уложенных плашмя или на ребро в 2–5 рядов; в ряде случаев гробницами служили перекрытые ниши, в т. ч. искусственные, или гробницы помещали в обширных нишах. Перекрытия делали из дерев. плах, брусьев, брёвен и закладывали камнем; дно иногда выложено плитками, выровнено глиняной обмазкой; зафиксированы прокал дна огнём, подстилки из бересты и травы. Конструкции обмазывались глиной и белились, что позволяет проследить последовательность их сооружения. Трупоположения в осн. головой на запад, с сезонными отклонениями; все мужские – вытянуты на спине, женские – нередко скорченные на правом боку. Детей, по-видимому, в осн. хоронили соответственно полу.
В микроклимате М. Б. (отсутствие влаги и мн. микроорганизмов, солнечная сторона) хорошо сохранились предметы из дерева, кожи, ткани; погребённые мумифицировались. В мужских могилах встречены оружие (в т. ч. 3 целых лука, дерев. и кожаные колчаны, кожаные налучья, железные, многие с древками, топоры и стрелы, метательные ножи с рукоятями, деревянные, в т. ч. обложенные тканью, ножны), тёсла-мотыжки, (в т. ч. с древками) и др. Для женских погребений показательны орудия труда (тёсла-мотыжки, ножи, небольшие лопатки, детали ткацкого станка и т. д.), серьги, браслеты, бусы, раковины-каури, фибулы, туалетные принадлежности (копоушки, кисточки, ложечки, гребни, зеркала). Захоронения сопровождали также керамич., дерев., стеклянные сосуды. Амулеты из зубов животных, поломанных надвое палочек, веточек, раковин-каури, мотков тесьмы или верёвочки с узелками, грецкие орехи находились в плетёных ларцах, шёлковых мешочках, дерев. пеналах. Некоторые амулеты пришивали к одежде, грецкие орехи помещались в нагрудные карманы. В ряде случаев вещи заменены уменьшенными копиями или преднамеренно повреждены (напр., у ножей, стрел иногда устранены острые части). Сохранились целые кафтаны, нижние рубахи, меховая женская шуба, подбитая шёлком, головные уборы, обувь, «кукольная» одежда. К импортным изделиям относятся согдийские, кит., иран., визант. ткани (в осн. употребляли для отделки и для небольших изделий), в т. ч. шёлковые (среди них – с изображением фантастич. животных сенмурвов, охоты «Бахрама-Гура» и др. редкие образцы), стеклянные изделия, браслеты, перстни и т. д. Комплекс «кит. купца», найденный в 1901, включал буддийские флажок и иконку на шёлке, обрывки кит. рукописей, в т. ч. приходно-расходной книги, и др.
Население, оставившее М. Б., судя по антропологич. данным и этнографич. аналогиям одежде, включало аланов и местных горцев (предков адыгов или близкие группы). Мощевое городище, связанное с М. Б., было важным пунктом сев.-кавк. участка Великого шёлкового пути, где, вероятно, происходили смена вьючных животных и отдых до и после перевалов. Привозные вещи служили средствами натуральной оплаты местному населению за оказанные купеч. караванам услуги (проводники, вьючные животные, пища, фураж, охрана и т. д.).