Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛОДОРО́ДИЯ КУЛЬТ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 435-436

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Тендрякова
Древнеримский бог плодородия Приап. Фреска из дома Веттиев в Помпеях. 60–70-е гг.

ПЛОДОРО́ДИЯ КУЛЬТ, по­кло­не­ние про­из­во­дя­щим си­лам при­ро­ды и че­ло­ве­ка, вклю­чаю­щее ма­гич. дей­ст­вия и ри­туа­лы, спо­соб­ст­вую­щие рос­ту и при­ум­но­же­нию рас­те­ний, жи­вот­ных и лю­дей. П. к. – од­на из важ­ней­ших со­став­ляю­щих час­тей боль­шин­ст­ва тра­диц. ре­ли­гий. Как древ­ней­шие сви­де­тель­ст­ва П. к. трак­ту­ют­ся не­ко­то­рые наи­бо­лее ран­ние ан­тро­по­морф­ные и зоо­морф­ные изо­бра­же­ния (в т. ч. «Ве­не­ры па­лео­ли­та» и фал­ли­че­ские сим­во­лы). Ма­гия пло­до­ро­дия вы­ра­жа­ет­ся в аг­рар­ных и эро­тич. сим­во­лах (аму­ле­тах, та­туи­ров­ках, ри­сун­ках и др.), ко­то­рые долж­ны спо­соб­ст­во­вать фер­тиль­но­сти сво­его об­ла­да­те­ля, а так­же в дей­ст­ви­ях, инс­це­ни­рую­щих со­во­ку­п­ле­ние, оп­ло­до­тво­ре­ние зем­ли, рас­те­ний и жи­вот­ных (они мо­гут при­ни­мать фор­му ор­гиа­сти­че­ских куль­тов). Ма­гия пло­до­ро­дия вхо­дит в аг­рар­ные куль­ты, охот­ни­чьи и ско­то­водч. об­ря­ды, на­прав­лен­ные на раз­мно­же­ние про­мы­сло­вых и до­маш­них жи­вот­ных, в боль­шин­ст­во жиз­нен­но­го цик­ла об­ря­дов (ро­диль­ные, пу­бер­тат­ные, ини­циа­ции, свадь­бы, по­гре­бе­ния), в пред­ков культ, ка­лен­дар­ные об­ря­ды и куль­ты ду­хов де­ревь­ев. Идея пло­до­ро­дия ле­жит в ос­но­ве куль­та боль­шин­ст­ва при­род­ных сти­хий – зем­ли (хто­ни­че­ские куль­ты), во­ды, солн­ца (со­ляр­ные куль­ты), лу­ны (лу­нар­ные куль­ты). С фор­ми­ро­ва­ни­ем пан­те­о­нов обыч­но вы­де­ля­ют­ся осо­бые бо­же­ст­ва пло­до­ро­дия и рас­ти­тель­но­сти (Оси­рис и Иси­да в Егип­те, Ас­тар­та и Там­муз в Зап. Азии, Де­мет­ра и Ар­те­ми­да в Гре­ции, Ве­не­ра и Диа­на в Ри­ме и т. п.). Мн. бо­же­ст­ва пло­до­ро­дия пред­став­ля­ют со­бой уми­раю­щих и вос­кре­саю­щих бо­гов, их смерть или ри­ту­аль­ное убий­ст­во сим­во­ли­зи­ру­ет зим­нее уга­са­ние, вос­кре­се­ние – воз­ро­ж­де­ние сил при­ро­ды вес­ной.

Лит.: Фре­зер Дж. Зо­ло­тая ветвь. 2-е изд. М., 1983; Пропп В. Я. Рус­ские аг­рар­ные празд­ни­ки: (опыт ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния). М., 2004.

Вернуться к началу