ОЧА́Г
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОЧА́Г, специально оборудованное место для разведения огня. С освоением человеком огня О. – один из гл. признаков человеческого жилища. Как обозначение пространственного центра дома, а также из соображений противопожарной безопасности О. обычно находится в центре жилища. Как символич. центр, у которого собирается семья, О. служит выражением единства коллектива и является одним из первых сакральных символов. Действия по приготовлению и потреблению пищи, служащие прообразом жертвоприношения, превращают О. в древнейший прототип алтаря. Место у О. и за ним, с противоположной от входа стороны жилища, является священным, предназначенным для наиболее почётных членов коллектива и хранения домашних святынь. На сакральные функции домашних О. указывают археологич. находки вблизи них, иногда закопанных в золу, сакральных предметов (в т. ч. «Венер палеолита»). Как ритуальный центр семьи или общины О., как правило, ассоциируется с предков культом.
Простейший тип О. – кострище, которое может быть окружено камнями, каменной или глинобитной стенкой, защищающей огонь от ветра (древнейший пример – на ашельской стоянке Терра-Амата на юге Франции). Открытым О., над которым подвешивают на цепи или устанавливают на треножнике котёл, отапливаются переносные жилища (см., напр., Юрта). Открытые О. сохранялись также в древних стационарных жилищах. Традиц. расположение О. в центре дома отражено в планировке архаич. жилища типа вост.-средиземноморского мегарона, азерб. карадама, арм. глхатуна, груз. дарбази, осет. хадзара и т. п. Длинные дома имели неск. О. Появление над О. дымохода превращает его в камин или чувал, как правило, помещавшиеся у стены или у входа, сооружение над ним свода – в печь. Существовали и переносные О. – жаровни (см. также Сандал).