ОГО́НЬ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОГО́НЬ, светящиеся раскалённые газы, образующиеся при горении. О. – один из гл. элементов человеческой культуры, один из признаков, выделяющих человека из животного царства. Первоначально использовался для обогрева и освещения жилища, отпугивания хищников, термич. обработки пищи, обжига деревянных и каменных орудий; с развитием технологий – в произ-ве и обработке керамики, металлов и др. Впервые, по-видимому, был использован природный О. (пожары от ударов молний и т. п.). Первые свидетельства о долговрем. пользовании О. – очаги – относятся к 1,5 млн. лет назад (Олдувайское ущелье, Чесованджа в Вост. Африке). Более частыми становятся находки очагов на поселениях эпохи среднего Ашеля [следы очагов в Мене-Дрегане (Бретань), Бильцингслебене (Германия), Вертешсёлеше (Венгрия), Петралоне (Сев. Греция) и др.; в Терра-Амате, на юге Франции очаг был окружён стенкой из камней] и повсеместными – с позднего Ашеля, что, по-видимому, указывает на овладение человеком способами искусств. добычи О.; вероятно, это связано с наступлением самого сурового вюрмского оледенения.
Из известных по этнографич. данным способов добывания О. преобладает получение О. трением – гл. обр. сверлением («огневое сверло» в простейшем варианте вращается ладонями рук, в усовершенствованном – с помощью верёвки или ремня; когда концы верёвки крепятся к концам деревянного или костяного лука, придающего ей постоянное натяжение, получается лучковое сверло), а также выскабливанием (с помощью «огневого плуга» – палочки, которой с сильным нажимом водят по дощечке) или выпиливанием (с помощью «огневой пилы» – ножа из твёрдого дерева или шнура из растит. волокон). Значительно реже встречается добывание О. высеканием – ударом камня о камень, кусок пирита или железо. Считается, что древнейшим является выскабливание О., как наиболее простой способ. С началом плавки железа и появлением железных кресал добывание О. высеканием стало господствующим способом, сохранявшимся до изобретения спичек; при этом часто для ритуального получения О. использовали трение (напр., новый О. в храме Весты, зажигаемый на Новый год, у римлян или «живой О.», добывавшийся для борьбы с эпидемиями, у русских крестьян).
В мифологии О. – один из универсальных символов жизни (отсюда широко распространённая практика поддерживания «неугасимого огня»), божества (напр., в зороастризме) и человеческого разума. Добывание (изобретение, похищение) О. и передача его людям – один из осн. подвигов мифологич. культурного героя. Очаг как символ культурного, обжитого человеком пространства обозначает ритуальный центр семьи (домашний очаг, позднее – печь) или общины (напр., очаг Гестии в гор. пританее в Греции или очаг Весты в Риме), неразрывно связанный с общей трапезой; с очагом, как правило, ассоциируется также предков культ. Почитание «родового» О. выражается в многочисл. запретах в обращении с О., особых обрядах по разжиганию и хранению О. (напр., у чукчей и коряков инструмент для добывания О. – одна из гл. домашних святынь), «кормлению» О. и т. п.