Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОГО́НЬ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 663-664

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Инструменты для добывания огня трением: 1 – огневой плуг; 2 – огневая пила; 3 – огневое сверло (по П. И. Борисковскому).

ОГО́НЬ, све­тя­щие­ся рас­ка­лён­ные га­зы, об­ра­зую­щие­ся при го­ре­нии. О. – один из гл. эле­мен­тов че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры, один из при­зна­ков, вы­де­ляю­щих че­ло­ве­ка из жи­вот­но­го цар­ст­ва. Пер­во­на­чаль­но ис­поль­зо­вал­ся для обог­ре­ва и ос­ве­ще­ния жи­ли­ща, от­пу­ги­ва­ния хищ­ни­ков, тер­мич. об­ра­бот­ки пи­щи, об­жи­га де­ре­вян­ных и ка­мен­ных ору­дий; с раз­ви­ти­ем тех­но­ло­гий – в про­из-ве и об­ра­бот­ке ке­ра­ми­ки, ме­тал­лов и др. Впер­вые, по-ви­ди­мо­му, был ис­поль­зо­ван при­род­ный О. (по­жа­ры от уда­ров мол­ний и т. п.). Пер­вые сви­де­тель­ст­ва о дол­го­врем. поль­зо­ва­нии О. – оча­ги – от­но­сят­ся к 1,5 млн. лет на­зад (Ол­ду­вай­ское уще­лье, Че­со­ванд­жа в Вост. Аф­ри­ке). Бо­лее час­ты­ми ста­но­вят­ся на­ход­ки оча­гов на по­се­ле­ни­ях эпо­хи сред­не­го Аше­ля [сле­ды оча­гов в Ме­не-Дре­га­не (Бре­тань), Биль­цин­гс­ле­бе­не (Гер­ма­ния), Вер­теш­сё­ле­ше (Венг­рия), Петралоне­ (Сев. Гре­ция) и др.; в Тер­ра-Ама­те, на юге Фран­ции очаг был ок­ру­жён стен­кой из кам­ней] и по­все­ме­ст­ны­ми – с позд­не­го Аше­ля, что, по-ви­ди­мо­му, ука­зы­ва­ет на ов­ла­де­ние че­ло­ве­ком спо­со­ба­ми ис­кусств. до­бы­чи О.; ве­ро­ят­но, это свя­за­но с на­сту­п­ле­ни­ем са­мо­го су­ро­во­го вюрм­ско­го оле­де­не­ния.

Из из­вест­ных по эт­но­гра­фич. дан­ным спо­со­бов до­бы­ва­ния О. пре­об­ла­да­ет по­лу­че­ние О. тре­ни­ем – гл. обр. свер­ле­ни­ем («ог­не­вое свер­ло» в про­стей­шем ва­ри­ан­те вра­ща­ет­ся ла­до­ня­ми рук, в усо­вер­шен­ст­во­ван­ном – с по­мо­щью ве­рёв­ки или рем­ня; ко­гда кон­цы ве­рёв­ки кре­пят­ся к кон­цам де­ре­вян­но­го или кос­тя­но­го лу­ка, при­даю­ще­го ей по­сто­ян­ное на­тя­же­ние, по­лу­ча­ет­ся луч­ко­вое свер­ло), а так­же вы­скаб­ли­ва­ни­ем (с по­мо­щью «ог­не­во­го плу­га» – па­лоч­ки, ко­то­рой с силь­ным на­жи­мом во­дят по до­щеч­ке) или вы­пи­ли­ва­ни­ем (с по­мо­щью «ог­не­вой пи­лы» – но­жа из твёр­до­го де­ре­ва или шну­ра из рас­тит. во­ло­кон). Зна­чи­тель­но ре­же встре­ча­ет­ся до­бы­ва­ние О. вы­се­ка­ни­ем – уда­ром кам­ня о ка­мень, ку­сок пи­ри­та или же­ле­зо. Счи­та­ет­ся, что древ­ней­шим яв­ля­ет­ся вы­скаб­ли­ва­ние О., как наи­бо­лее про­стой спо­соб. С на­ча­лом плав­ки же­ле­за и по­яв­ле­ни­ем же­лез­ных кре­сал до­бы­ва­ние О. вы­се­ка­ни­ем ста­ло гос­под­ствую­щим спо­со­бом, со­хра­няв­шим­ся до изо­бре­те­ния спи­чек; при этом час­то для ри­ту­аль­но­го по­лу­че­ния О. ис­поль­зо­ва­ли тре­ние (напр., но­вый О. в хра­ме Вес­ты, за­жи­гае­мый на Но­вый год, у рим­лян или «жи­вой О.», до­бы­вав­ший­ся для борь­бы с эпи­де­мия­ми, у рус­ских кре­сть­ян).

В ми­фо­ло­гии О. – один из уни­вер­саль­ных сим­во­лов жиз­ни (от­сю­да ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ная прак­ти­ка под­дер­жи­ва­ния «не­уга­си­мо­го ог­ня»), бо­же­ст­ва (напр., в зо­роа­ст­риз­ме) и че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма. До­бы­ва­ние (изо­бре­те­ние, по­хи­ще­ние) О. и пе­ре­да­ча его лю­дям – один из осн. под­ви­гов ми­фо­ло­гич. куль­тур­но­го ге­роя. Очаг как сим­вол куль­тур­но­го, об­жи­то­го че­ло­ве­ком про­стран­ст­ва обо­зна­ча­ет ри­ту­аль­ный центр се­мьи (до­маш­ний очаг, позд­нее – печь) или об­щи­ны (напр., очаг Гес­тии в гор. при­танее в Гре­ции или очаг Вес­ты в Ри­ме), не­раз­рыв­но свя­зан­ный с об­щей тра­пе­зой; с оча­гом, как пра­ви­ло, ас­со­ции­ру­ет­ся так­же пред­ков культ. По­чи­та­ние «ро­до­во­го» О. вы­ра­жа­ет­ся в мно­го­числ. за­пре­тах в об­ра­ще­нии с О., осо­бых об­ря­дах по раз­жи­га­нию и хра­не­нию О. (напр., у чук­чей и ко­ря­ков ин­стру­мент для до­бы­ва­ния О. – од­на из гл. до­маш­них свя­тынь), «корм­ле­нию» О. и т. п.

Лит.: Perlès C. Préhistoire du feu. P., 1977; Бо­ри­сков­ский П. И. Древ­ней­шее про­шлое че­ло­ве­че­ст­ва. 2-е изд. Л., 1979; Collina-Girard J. Le feu avant les allumettes: expérimentation et mythes des techniques. P., 1998.

Вернуться к началу