ГОСТЕПРИИ́МСТВО
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОСТЕПРИИ́МСТВО, в традиционных обществах социальный институт, обязывающий оказывать чужаку торжественный приём и защиту. Сформировался в позднепервобытную эпоху как перенесение на иноплеменников обычая взаимопомощи. Имел как социальные (необходимость обеспечения взаимной безопасности при учащении межобщинных контактов и конфликтов), так и религ. корни (отношение к чужаку как к сакральному существу – одновременно враждебному и приносящему блага; соответственно сверхъестеств. существа представлялись в виде гостей; путешественникам, странникам, как и др. маргинальным персонажам, часто отводилась в обществе особая культовая роль и т. д.). Обряды Г. регулировали поведение как самого гостя (он обязан был, входя в дом, произносить благопожелания, принимать без возражений угощение и оказываемые ему услуги и т. п.), так и хозяина и членов его семьи (обязанность с почётом встречать гостя, заботиться о нём самом, его коне и поклаже, принуждать его к угощению, дарить ему любую понравившуюся вещь и т. п.). Наиболее развит этикет Г. в обществах с развитой обычно-правовой системой, особенно у горцев и кочевников-скотоводов. Отношения Г. на Кавказе считались более важными, чем требования кровной мести (предписывалось оказывать Г. своему кровнику). На Кавказе Г. было близко к институту куначества (различие в том, что Г. оказывается любому человеку и единовременно, куначество же проявляется в Г. по отношению к знакомому и постоянно). В древности и в Средневековье Г. часто принимало формы международно-правового института защиты чужаков – торговцев, послов и др. (др.-греч. проксения), а также превращалось в форму повинности нижестоящих содержать определённое время вышестоящих и их гостей. Значение Г. для торговли отражено в синонимичности др.-рус. «гость» и «купец» (см. Гости). Ритуалы Г. отразились в календарной (напр., полазник – первый гость в году у юж. славян), свадебной (сваты как гости в доме невесты, невеста как гость в доме жениха), погребально-поминальной (отношение к покойнику и душам умерших как к гостям) и др. обрядности; на символике Г. построены т. н. обходные обряды.