Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОСТЕПРИИ́МСТВО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 511

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

ГОСТЕПРИИ́МСТВО, в тра­ди­ци­он­ных обще­ст­вах со­ци­аль­ный ин­сти­тут, обя­зываю­щий ока­зы­вать чу­жа­ку тор­же­ст­вен­ный при­ём и за­щи­ту. Сфор­ми­ро­вал­ся в позд­не­пер­во­быт­ную эпо­ху как пе­ре­не­се­ние на ино­пле­мен­ни­ков обы­чая взаи­мо­по­мо­щи. Имел как со­ци­аль­ные (не­об­хо­ди­мость обес­пе­че­ния вза­им­ной безо­пас­но­сти при уча­ще­нии ме­жоб­щин­ных кон­так­тов и кон­флик­тов), так и религ. кор­ни (от­но­ше­ние к чу­жа­ку как к са­краль­но­му су­ще­ст­ву – од­но­вре­мен­но вра­ж­деб­но­му и при­но­ся­ще­му бла­га; со­от­вет­ст­вен­но сверхъ­ес­теств. су­ще­ст­ва пред­став­ля­лись в ви­де гос­тей; пу­те­ше­ствен­ни­кам, стран­ни­кам, как и др. мар­ги­наль­ным пер­со­на­жам, час­то от­во­ди­лась в об­ще­ст­ве осо­бая куль­то­вая роль и т. д.). Об­ря­ды Г. ре­гу­ли­ро­ва­ли по­ве­де­ние как са­мо­го гос­тя (он обя­зан был, вхо­дя в дом, про­из­но­сить бла­го­по­же­ла­ния, при­ни­мать без воз­ра­же­ний уго­ще­ние и ока­зы­вае­мые ему ус­лу­ги и т. п.), так и хо­зяи­на и чле­нов его се­мьи (обя­зан­ность с по­чё­том встре­чать гос­тя, за­бо­тить­ся о нём са­мом, его ко­не и по­кла­же, при­ну­ж­дать его к уго­ще­нию, да­рить ему лю­бую по­нра­вив­шую­ся вещь и т. п.). Наи­бо­лее раз­вит эти­кет Г. в об­ще­ст­вах с раз­ви­той обыч­но-пра­во­вой сис­те­мой, осо­бен­но у гор­цев и ко­чев­ни­ков-ско­то­во­дов. От­но­ше­ния Г. на Кав­ка­зе счи­тались бо­лее важ­ны­ми, чем тре­бо­ва­ния кров­ной мес­ти (пред­пи­сы­ва­лось ока­зывать Г. сво­ему кров­ни­ку). На Кав­ка­зе Г. бы­ло близ­ко к ин­сти­ту­ту ку­на­че­ст­ва (раз­ли­чие в том, что Г. ока­зы­ва­ет­ся лю­бо­му че­ло­ве­ку и еди­но­вре­мен­но, ку­на­че­ст­во же про­яв­ля­ет­ся в Г. по от­но­ше­нию к зна­ко­мо­му и по­сто­ян­но). В древ­но­сти и в Сред­не­ве­ко­вье Г. час­то при­ни­ма­ло фор­мы ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­во­го ин­сти­ту­та за­щи­ты чу­жа­ков – тор­гов­цев, по­слов и др. (др.-греч. про­ксе­ния), а так­же пре­вра­ща­лось в фор­му по­вин­но­сти ни­же­стоя­щих со­дер­жать оп­ре­де­лён­ное вре­мя вы­ше­стоя­щих и их гос­тей. Зна­че­ние Г. для тор­гов­ли от­ра­же­но в си­но­ни­мич­но­сти др.-рус. «гость» и «ку­пец» (см. Гости). Ри­туа­лы Г. от­ра­зи­лись в ка­лен­дар­ной (напр., по­лаз­ник – пер­вый гость в го­ду у юж. сла­вян), сва­деб­ной (сва­ты как гос­ти в до­ме не­вес­ты, не­вес­та как гость в до­ме же­ни­ха), по­гре­баль­но-по­ми­наль­ной (от­но­ше­ние к по­кой­ни­ку и ду­шам умер­ших как к гос­тям) и др. об­ряд­но­сти; на сим­во­ли­ке Г. по­строе­ны т. н. об­ход­ные об­ря­ды.

Лит.: Бгаж­но­ков Б. Х., Бай­бу­рин А. К., То­пор­ков А. Л. У ис­то­ков эти­ке­та: Эт­но­гра­фи­че­ский очерк. Л., 1990.

Вернуться к началу