Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАСПЕ́В

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РАСПЕ́В (устар. ро́с­пев), сис­те­ма од­но­голос­но­го (мо­но­ди­че­ско­го) куль­то­во­го пе­ния в Рос­сии, на Ук­раи­не, в Бе­ло­рус­сии. Раз­ли­ча­ют­ся зна­мен­ный рас­пев (с 11 в.) со зна­мен­ной но­та­ци­ей (см. Крю­ки), кон­да­кар­ный (до 14 в.; см. Кон­да­кар­ное пе­ние), пу­те­вой рас­пев и демественный распев (конец 15 – 1-я половина 17 вв.) со свои­ми но­та­ция­ми. С 17 в. рас­про­стра­ни­лись ки­ев­ский (южная ветвь зна­мен­но­го распева), бол­гар­ский (за­пи­сы­вал­ся «ки­евской» квад­рат­ной но­та­ци­ей, пре­имущественно в западноукраинских ир­мо­ло­ги­ях и Оби­хо­де) и гре­че­ский (юго-западная тра­ди­ция) распев. Нeкото­рые распевы, соз­дан­ные в цен­трах ду­хов­ной куль­ту­ры – го­ро­дах и мо­на­сты­рях, из­вест­ны под со­от­вет­ст­вую­щи­ми на­зва­ния­ми: Нов­го­род­ский, Усоль­ский, Мо­с­ков­ский, Ки­е­во-Пе­чер­ский, Трои­це-Сер­гие­вой лав­ры и др. Пев­че­ские ру­ко­пи­си со­хра­ни­ли име­на не­ко­то­рых рас­пев­щи­ков (ав­то­ров пес­но­пе­ний) 16 в., сре­ди них – Мар­кел Без­бо­ро­дый, Сав­ва и Ва­си­лий Ро­го­вы, Фё­дор Кре­сть­я­нин. Мно­гие распевы под­чи­ня­ют­ся сис­те­ме ос­мо­гла­сия. На­чи­ная с 17 в. ме­ло­дии зна­мен­но­го и других рас­пе­вов бы­ли по­ло­же­ны в ос­но­ву цер­ков­но­го мно­го­го­ло­сия (см. Строч­ное пе­ние, Пар­тес­ное пе­ние).

Лит.: Тон­че­ва Е., Шев­чук Е. Ю. Бол­гар­ский рас­пев // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2002. Т. 5; Шев­чук Е. Ю. [и др.]. Гре­че­ский рас­пев // Там же. М., 2006. Т. 12; Ло­зо­вая И. Е. Зна­мен­ный рас­пев // Там же. М., 2009. Т. 20 (библ.); По­жи­дае­ва Г. А. Пев­че­ские тра­ди­ции Древ­ней Ру­си: Очер­ки тео­рии и сти­ля. М., 2007.

  • РАСПЕ́В система одноголосного культового пения в России, на Украине, в Белоруссии (2015)
Вернуться к началу