Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КВАДРА́ТНАЯ НОТА́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев
Графемы квадратной нотации (выборка). Знак punctum inclinatum (ромбовидный пункт) в качестве простой невмы не использовался. Точка справа от невмы означает ритмическое удлинение (главным образом, пунк...

КВАДРА́ТНАЯ НОТА́ЦИЯ (нем. Quadratnotation, Quadratschrift), система невменно-линейной музыкальной нотации. Распространена в 12–15 вв. Использовалась главным образом у католиков латинского обряда для записи церковной монодии – cantus planus («плавный распев»; см. Григорианский хорал). Название – по графеме «пункт» (лат. punctum, punctus), напоминающей квадрат. В типичном случае запись музыки в К. н. представляет собой невмы, «посаженные» на линейки и в межлинейные промежутки 4-линейного нотоносца с ключами F или C. Добавочные линейки, как правило, не использовались. Звуковысотность мелодии, записанной в К. н., уверенно расшифровывается благодаря линейкам и ключам. Как и в невменных рукописях, ритм последовательно не нотируется, но «вычитывается» опытными певчими из просодии текста.

Помимо записи церковной монодии, К. н. применялась для записи полифонической музыки  органумов, многоголосных кондуктов, мотетов. В период арс антиква из особым образом упорядоченного сочетания графем К. н. на основе теории стандартных ритмоформул (так называемых модусов) музыканты «считывали» ритм и (трёхдольный) метр многоголосной музыки. В современной науке к исторической разновидности многоголосной К. н., интерпретируемой посредством модально-ритмической теории, применяется термин «модальная нотация», а атрибут «квадратная» используют для обозначения «квадратной» записи музыки любого рода и вида.

К. н. зародилась из центральнофранцузской и северофранцузской региональных невменных традиций. К сер. 13 в. в крупных центрах христианской культуры Франции (Париж, Сен-Дени, Руан, Тур, Шартр и др.) старые певческие книги были переписаны «квадратной нотой». Новый стиль нотации быстро распространился из Франции на Британские острова (вплоть до графства Оркни, где в 1274 в К. н. был записан широко известный гимн «Nobilis humilis», посвящённый Магнусу Оркнейскому), в Испанию и Италию (в понтификат Николая III, 1277–80). Стремительное распространение К. н. привело к тому, что региональные невменные диалекты на юге и западе Европы постепенно исчезли. В то же время в германоязычных землях сформировалась собственная разновидность линейной записи невм – готическая нотация. Образцы рукописных певческих книг в К. н. (все 13 в.): градуалы из Руанского собора (F-Pn lat.904) и парижского аббатства Сен-Виктор (F-Pa 197), Вустерский (GB-WO F.160) и Солсберийский (Sarum; GB-Cu Mm.2.9) антифонарии. До начала нотопечатания «квадратные» рукописи певческих книг исчислялись сотнями.

В К. н. записаны также многие образцы одноголосной менестрельной музыки 12 — 14 вв.: песни трубадуров, труверов и миннезингеров (в т. ч. эстампида «Kalenda Maya» Раймбаута де Вакейраса), паралитургические песни разных национальных традиций (итальянские лауды, испанские кантиги), литургические драмы (как знаменитая «Ludus Danielis» в рукописи из Бове, 13 в.). Нотные примеры в музыкально-теоретических трудах и дидактических пособиях (например, в учебниках контрапункта и многочисленных тонариях) 13–15 вв. также фиксировались в К. н. С 14 в. в «квадратные» нотные рукописи систематически включались графемы, присущие мензуральной нотации (например, символы темпуса и пролации); смешанная форма нотации делает современную интерпретацию ритма в памятниках такого рода проблематичной. Один из наиболее известных кодексов «с мензурализмами», который находится в Британской библиотеке (ок. 1400), содержит ценную подборку средневековой инструментальной музыки (сальтареллы, эстампиды и др. танцы).

В К. н. новой музыки (особенно светской и паралитургической) проявилась общая для западноевропейского позднего Средневековья тенденция к обособлению музыкальной составляющей некогда единого текстомузыкального целого (см. Текстомузыкальная форма). Отдельные звуки новой мелодии стали записывать одиночными невмами – «пунктами» и «виргами» (наподобие того, как это делается в классич. 5-линейной нотации), без учёта фонетики, грамматики и синтаксиса распеваемого текста, а также безотносительно к распеву слогов (силлабическому или мелизматическому). Составные невмы, в «плавном распеве» освящённые литургической традицией, в К. н. светской музыки почти не применялись. Тонкая разметка невмированного распева, некогда помогавшая певчим правильно осмысливать и грамотно озвучивать молитву, в модифицированной нотации была унифицирована. Благодаря этой унификации К. н. с последней четверти 13 в. до Ватиканского II собора была регулярной формой фиксации григорианской монодии; по этой причине в 19 в. её называли «римской хоральной нотацией». Не только нормативные певческие книги католиков (антифонарий, градуал, гимнарий, респонсориал и др.), которые с одобрения Ватикана готовили монахи Солемского аббатства (так называемые солемские издания), но и аналогичные орденские книги (например, антифонарии бенедиктинцев в Айнзидельне, цистерцианцев в Вестмалле, амвросианцев в Милане и т. п.) печатались с использованием «квадратного» шрифта.

Подобно тому как в 13 в. многие григорианские распевы, записанные изначально безлинейными невмами, были зафиксированы в квадратной нотации, в конце 16 и в 17 вв. песнопения знаменного и других  древнерусских распевов невменной традиции были зафиксированы «киевским знаменем», или «топориками» (см. Киевская нотация). Это обстоятельство современные исследователи  используют для ретроспективного изучения древнейших невменных манускриптов, которые сами по себе (вне сравнения с «квадратными» аналогами) не расшифровываются. Неопределённость ритма, неоднозначность «загадочных» невм (в западной традиции quilisma, oriscus, trigonon и др.) и некоторые другие особенности квадратной нотации открывают простор для новых теоретических концепций и «аутентичных» исполнительских интерпретаций записанной таким способом старинной музыки.

Лит. Apel W. Die Notation der polyphonen Musik 900–1600. 3. Aufl. Lpz., 1981.

Вернуться к началу