ГОТИ́ЧЕСКАЯ НОТА́ЦИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОТИ́ЧЕСКАЯ НОТА́ЦИЯ, система невменно-линейной музыкальной нотации. Распространена в 12–16 вв. в Германии и землях, находившихся в сфере её культурного влияния, в особенности с 13 в. на севере и востоке Германии, в Нидерландах, в отдельных литургических центрах Скандинавии, в некоторых восточноевропейских землях (Чехия, Моравия, Польша, Венгрия, Прибалтика). Название – по аналогии с книжным готическим письмом. Др. название – «немецкая хоральная нотация», присвоено в связи с тем, что в этой системе письменно фиксировался монодический григорианский хорал. В Германии Г. н. чаще называют «письмом подковными гвоздями» (нем. Hufnagelschrift), что связано с формой характернейшей графемы, вирги (лат. virga), визуально напоминающей такой гвоздь (нем. Hufnagel). Г. н. обычно рассматривается как разновидность невменной из-за набора знаков, функционально и графически восходящих к немецкой (санкт-галленской) традиции невменного письма 9–11 вв. (см. Невмы). В то же время, поскольку невмы Г. н. «посажены» на линейки нотоносца (как правило, используются 4 линейки, реже 5) с ключами C и F, она является и разновидностью линейной нотации. В целом Г. н. определяется как невменно-линейная, как и типологически (но не графически) близкая ей квадратная нотация.
В памятниках Г. н. высота звука уверенно расшифровывается благодаря линейкам и ключам. Ритм, как и в большинстве других невменных памятников, не нотируется и не расшифровывается. Для графики характерны написание с изломом и подчёркнутое различие между жирными и волосяными линиями. Нотные рукописи писались пером с косым срезом, под диагональным наклоном, вследствие чего нотные головки приобретали вид скошенного ромба. Штили невм внизу (например, штиль вирги) по этой же причине также характерно скошены. Поначалу Г. н. применялась для записи церковной монодии, позднее также для светской монодии. Яркие примеры Г. н. – 77 распевов и литургическая драма «Ordo virtutum» («Действо о добродетелях») Хильдегарды Бингенской, сохранившиеся в двух рукописях 12 в., созданных в Германии ок. 1163–75 (хранится в бенедиктинском аббатстве Дендермонде, Бельгия) и ок. 1180–90 (хранится в Б-ке Государственного университета Висбадена и земли Гессен; из-за своих размеров рукопись получила название «Riesencodex» – «гигантский кодекс»).
1. Некоторые графемы готической нотации (слева направо): одиночные virga и punctus, двухнотные лигатуры pes и clivis, трёхнотная лигатура torculus, трёхнотная конъюнктура scandicus.
2. Антифон «O pulchre facies» Хильдегарды Бингенской (Riesencodex, Висбаден, ок. 1190). Подзаголовок De virginibus («О девственницах») указывает литургическое место антифона в оффиции. Красная линейка на нотоносце обозначает высоту ключа F; характерно её смещение по высоте (во избежание добавочных линеек). Набор букв «evovae» после антифона, обозначающий окончание малого славословия (Seculorum amen – «вовеки веков»), так называемая дифференция псалмового тона, т. е. типизированное мелодическое окончание для плавной стыковки распеваемого с этим антифоном псалма.